Методика редактирования различает три вида чтения: ознакомительное, углублённое и шлифовочное. При ознакомительном чтении следует сосредоточить внимание на содержании произведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое. Ознакомительное чтение – быстрое. Овладеть его техникой помогают систематические тренировки, в результате которых скорость чтения может увеличиваться в три-четыре раза. Даже после небольшой подготовки можно научиться читать со скоростью 400–600 слов в минуту, читая не по буквам и словам, а строками и абзацами. Однако опыт показывает, что постижение техники скорочтения – процесс далеко не безобидный, он требует ломки прочного стереотипа так называемого «вялого» чтения. Тренировки лучше проводить под руководством преподавателя, по специально разработанной системе.
При втором, углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Постижение смысла прочитанного начинается с постижения внешних его форм и заканчивается включением механизма смыслового контроля. Последовательность мыслительных операций определяется движением читающего по тексту: от предложения, фразы к целостному тексту. Концентрации внимания помогает параллельная с чтением работа над редакторскими замечаниями. Полезно, читая текст по частям, сразу формулировать замечания к каждой части.
К шлифовочному чтению редактор прибегает на завершающем этапе своей работы над текстом. Это чтение контрольное, по преимуществу чтение-«скольжение» по всему тексту или чтение избирательное, подчинённое определённой задаче, когда, например, возникает необходимость проверить единообразие написания имен, фамилий, географических наименований или выверить цифровые данные, даты.
2. Публицистический стиль обслуживает сферу общественных отношений: политико-идеологических, общественно-экономических, культурных и т.д.
Основной чертой этого стиля является сочетание экспрессивности и стандарта. Этот признак объясняется двумя языковыми функциями: информационно-содержательной и функцией эмоционального воздействия. Требование осуществления воздействия на массового читателя (слушателя) создает такую специфическую особенность, как эмоционально-экспрессивный характер, а требование быстроты передачи информации создает такую его особенность, как стандарт.
Основными стилевыми чертами публицистического стиля можно назвать, императивность, повышенную эмоциональность, открыто выраженное оценочное отношение к сообщаемому факту.
Отличительная особенность публицистического стиля – его многожанровость. Подстили публицистического стиля выделяются в зависимости от разнообразия средств массовой информации. Самым старым и наиболее распространенным является газетно-публицистический, затем радиожурналистский подстиль, тележурналистский и ораторский подстиль. Особое положение в публицистическом стиле отводится ораторской речи, речи публичной, обращенной к многочисленной аудитории. В ней особо ярко выражена направленность на убеждение, воздействие на умы и чувства людей, на побуждение их к активным действиям.
В области фонетики отличительными чертами является использование нейтрального и книжного стилей произношения, богатства и разнообразия интонаций.
Лексико-фразеологический состав публицистического стиля разнообразен, как разнообразен круг тем, получающих отражение в публицистике: политика, идеология, производство, общественная жизнь, культура и т.д.. Поэтому стилевой чертой является обилие общественно-политической лексики. Другой стилевой чертой является частое использование оценочных слов. Стилевыми чертами, определяющимися информационной функцией, является подчеркнутая документально-фактологическая точность выражения, которая проявляется в терминированности речи, широком употреблении профессионализмов, в ограниченности метафоризации терминов.
Морфологические особенности – метафорическое употребление имен собственных, широкое употребление родительного падежа, императивных форм глагола.
Для синтаксиса характерен синтез книжных и разговорных конструкций. Особое влияние разговорных конструкций выражается в использовании эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций.
Т.о., единство публицистического стиля создает функциональное назначение языковых средств. Отбор лексико-фразеологических и грамматических единиц зависит от главной цели – наилучшим образом обеспечить выполнение информационной и воздействующей.
Литература
1.Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.,1983.
2. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. М.,1982.
3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М.,2003.
4. Горшков А.И. Русская стилистика. М.,2001.
5. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991.
6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М., 1998.