Универсика – наука, которая изучает все универсальное в этом мире

Универсальное не тождественно одинаковому, напротив, оно присуще отдельному индивиду или культуре в той мере, в какой они способны совмещать способности и ценности других индивидов или культур.

Универсальное не есть общее, присущее многим предметам, но многое, присущее одному предмету.

В творчестве одного писателя, если он универсален, проявляются возможности разных писателей, разных жанров и стилей - такова, например, универсальность Пушкина по отношению ко всем "вышедшим из него" темам, героям и жанрам русской литературы. Универсальный ум, хотя и принадлежит одному человеку, вмещает потенциально свойства многих умов, открыт разным областям знания.

В отличие от метафизики, которая пользуется самыми обобщенными терминами и категориями ("субстанция", "бытие", "протяженность"), универсика работает со словами, обозначающими единичные вещи, в том числе с именами собственными, ибо именно единичные вещи и лица - такие, как "ключ" или "Леонардо да Винчи" - обладают свойством универсальности.

Предметом универсики может быть любой индивид - человек, растение, облако, здание, песчинка - поскольку в этом индивиде раскрывается его универсум, взаимодействие в нем разных универсалий.

Один из основоположников универсики - Г. В. Лейбниц, у которого есть проекты двух новых дисциплин. Одна из них - "универсальный язык, или универсальная характеристика, посредством которой прекрасно упорядочиваются понятия и все вещи". В 20-ом веке этот проект принял очертания нескольких взаимосвязанных дисциплин - семиотики, кибернетики, информатики. Вторая дисциплина, "монадология", посвящена изучению единичностей во всем их разнообразии

Именно переход от абстрактно-общего к конкретно-универсальному составляет перспективу современного движения мысли.

Универсальность заново восстанавливает ценностные критерии в подходе к разным культурам, которые были отвергнуты плюрализмом всеприятия и равнодушия.

Культуры - это не одинаковые точки, как видит их плюрализм. Каждая культура имеет свою размерность.

Предположим, есть культуры А, В, С. Культура А признает ценности культур В и С, отводит место их памятникам и традициям на своей территории, поощряет их развитие и самовыражение. Культура В признает ценности культуры А, но не признает ценностей культуры С, изгоняет ее обычаи и приверженцев со своей территории. Наконец, культура С вообще не признает ценностей никаких иных культур, она переполнена собой, закрыта для внешних влияний, поддерживает свою однородность.

На основании такого сравнения можно сделать вывод, что культура А превосходит культуры В и С именно потому, что она более универсальна, открыта их ценностям, а они частично или полностью закрыты ценностям других культур. Иными словами, универсалистская оценка культур основана на критерии их собственной универсальности, внутренней объемности, внешней открытости, богатства, разнородности, динамических напряжений, сложностей, парадоксов. Универсальное не тождественно одинаковому, напротив, оно присуще отдельному индивиду или культуре в той мере, в какой они способны совмещать способности и ценности других индивидов или культур.

В положительной оценке многообразия универсализм заодно с плюрализмом, только признание этого многообразия не ведет его к отказу от оценки, а становится критерием самой оценки. Без оценки, без неравнодушного отношения к культурам именно в их различиях, не могут прирастать и ценности этих культур.

Критическая эпоха ведет к расширению понятия универсальности, которая представляет построение новых, транс-рациональных и транс-культурных общностей на основе самокритики разумов и культур, осознания ограниченности каждой из них. Универсальное существует именно потому, что нет универсальных культур или универсальных этносов. Причем наивысшей ценностью является осознание ограниченности данной культуры, исходящее от нее самой. Это и образует пространство транскультуры, о котором говорилось выше.

Суть нового, критического универсализма в том, что каждая культура несовершенна, недостаточна, имеет огромный запас возможностей и желаний, которые могут быть реализованы лишь за ее рамками. Эта недостаточность каждой исторической культуры и есть место возрождения универсального. Критическая универсальность, в отличие от ее догматических версий ("европоцентризм", "рационализм"), не имеет заранее установленной системы ценностей, скорее, она образуется по отношению ко всем существующим культурам, включая свою собственную. Но при этом она обладает и своим собственным творческим потенциалом, перешагивая границы культур и создавая новые, транскультурные ценности и произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: