Производственная программа предприятия в натуральном выражении разрабатывается в следующей последовательности

Задачи и содержание производственной программы предприятия

Планирование производственной программы в натуральном выражении

Расчет стоимостных показателей производственной программы предприятия

Конкурентоспособность и качество продукции предприятия

Стандартизация и сертификация продукции.

Задачи и содержание производственной программы предприятия

Производственная программа предприятия определяет состав, качество и объем продукции, которая должна быть изготовлена в плановом периоде и поставлена потребителям. Производственная программа отражает конечную объективную цель деятельности предприятия и является ведущим разделом как перспективных, так и текущих (годовых) планов предприятия.

Основной задачей разработки производственной программы предприятия является обоснование номенклатуры и объемов производства высококачественной и конкурентоспособной продукции, т.е. продукции максимально удовлетворяющей потребности народного хозяйств.

В процессе разработки плана производственной программы предприятия должны соблюдаться следующие требования:

1) Точное определение потребностей в выпускаемой продукции и обоснование объема ее реализации заказами потребителей.

2) Обоснование плана производства продукции возможностями предприятия - его производственными мощностями.

3) Полная увязка натуральных и стоимостных объемов производства с объемами реализации продукции.

4) Обоснованное распределение производственной программы предприятия по отдельным календарным периодам планового года.

.Работа над разработкой производственной программы предприятия ведется совместно планово-экономическим отделом (ПЭО), производственно-диспетчерским отделом (ПДО) и отделом сбыта и включает следующие этапы:

І. Разработка производственной программы предприятия в натуральном выражении;

ІІ. Разработка производственной программы производственных подразделений предприятия;

ІІІ. Расчет стоимостных показателей производственной программы.

Планирование производственной программы в натуральном выражении

Под натуральным выражением производственной программы понимается номенклатура и ассортимент продукции (т.е. ее состав) и объемы выпуска отдельных видов изделий в натуральных единицах измерения.

Натуральное выражение производственной программы служит базой основных технико-экономических плановых расчетов, основой установления производственных связей с другими предприятиями.

Номенклатура – это состав изготовляемой продукции по ее видам (наименованиям).

Ассортимент – характеризует состав данного вида (номенклатурной позиции) продукции по типам, маркам, сортам.

Номенклатура делится на:

- входящую в госзаказ;

- планируемую самим предприятием.

Номенклатура госзаказа – это важнейшая продукция, необходимая для решения общегосударственных, социальных задач, выполнение научно-технических программ, укрепления обороноспособности и экономической независимости страны, а также поставки сельскохозяйственной продукции.

При составлении плана производства важную роль играет выбор натурального измерителя продукции. Единица измерения – должна соответствовать характеру продукции и ее потребительским свойствам.

Производственный план включает:

1) Готовые изделия. Изделия считаются готовыми, если они полностью укомплектованы и соответствуют ГОСТам (или другим стандартам), приняты ОТК и снабжены сопроводительной документацией, удостоверяющей ее качество.

В состав готовой продукции входят:

- номенклатура основной продукции;

- изделия, поставляемые по кооперации;

- изделия, изготовляемые в побочных цехах предприятия;

- запасные части;

- инструмент и оснастка, изготовляемые для реализации на сторону.

2) Полуфабрикаты – полупродукты, требующие дополнительной обработки на данном или другом предприятии.

3) Работы промышленного характера: капитальный, текущий ремонт оборудования, модернизация оборудования, монтаж оборудования.

Важнейшим требованием, предъявляемым к производственной программе предприятия в натуральном выражении, является ее обоснованность, причем обоснованность, как с позиции потребностей в конкретных видах продукции, так и с позиции наличия производственных возможностей ее выпуска.

Производственная программа предприятия в натуральном выражении разрабатывается в следующей последовательности.

Первый этап. Основой плана производства продукции служит объем поставок. Поэтому начальным этапом разработки производственной программы является проведение маркетинговых исследований, в результате которых определяется номенклатура и ассортимент производимой в планируемом году продукции и объемы ее поставок в натуральном выражении в соответствии с выявленной потребностью. На этом этапе определяются проектные объемы поставок отдельных видов продукции. Основанием для их определения служат проекты хозяйственных договоров, заключенные в соответствии с полученным государственным заказом и прямыми заказами предприятий и снабженческо-сбытовых организаций или подписанные протоколы о намерениях.

Второй этап. На основе проектного объема поставок продукции в натуральном выражении и информации об изменении остатков готовой продукции на складе рассчитывается проектные объем производства, т.е. такие объемы производства отдельных видов продукции, которые обеспечат выполнение плана поставок продукции с учетом планируемых изменений остатков готовой продукции на складе. Данные объемы производства являются обоснованными с позиции наличия потребностей в каждом виде продукции.

Третий этап. На этом этапе осуществляются расчеты по обоснованию проекта плана производства отдельных видов продукции в натуральном выражении располагаемыми производственными ресурсами предприятия и, в первую очередь, наличными производственными мощностями. С этой целью составляется баланс производственной мощности предприятия в плановом году по приведенной в таблице схеме.

П Л А Н О В Ы Й Б А Л А Н С

производственной мощности масложиркомбината в 200… году

  Наименование продукции (укрупненная номенклатура) Мощность на начало года Вводимая мощность Выводимая мощность Мощность на конец года Среднегодовая мощность Планируемый выпуск продукции Использование среднегодовой мощности (коэфф.)
1. Растительное масло, тн 2. Маргарин, тн 3. Майонез, тн     -       0,863 0,759 0,964

Уровень коэффициентов использования мощности по каждому виду продукции определяет степень обоснованности производственной программы наличными производственными мощностями. Производственная программа является обоснованной с позиции производственных возможностей, если уровень коэффициентов использования производственной мощности в балансе не превышает 1.

В условиях расширения хозяйственной самостоятельности предприятия возникает возможность в формировании такой производственной программы, которая при соответствующей величине производственных ресурсов предприятия обеспечивает экстремальное значение коэффициента использования производственной мощности. Такая программа называется о п т и м а л ь н о й.

Четвертый этап. План производства распределяется по кварталам, месяцам и т.д. Основой календарного распределения производства каждого изделия в натуральном выражении служит информация об объеме поставок по установленным срокам, данные об изменении остатков нереализованной готовой продукции на складе на начало и конец планового периода, количестве дней в каждом квартале, месяце, данные о сроках освоения новых видов продукции и вводе в действие производственных мощностей. При этом руководствуется следующими принципами:

- обеспечение полного и равномерного использования мощностей по кварталам и месяцам года;

- достижение равномерного нарастания объемов производства новой продукции из месяца в месяц;

- реализация поставок продукции в сроки, установленные хозяйственными договорами.

Планирование производства продукции в стоимостном выражении

К основным стоимостным показателям производственной программы предприятия относятся: товарная, валовая и реализованная продукция.

Товарная продукция (ТП) включает:

1) готовые изделия;

2) запасные части, полуфабрикаты своего производства и продукция вспомогательных цехов, поставляемые на сторону;

3) работы промышленного характера, выполняемые на сторону и для непромышленных хозяйств своего предприятия (капитальное строительство, ЖКХ, сельхозподразделения);

4) капитальный ремонт и модернизация своего оборудования и транспортных средств, выполненные рабочими предприятия;

5) тара, не включенная в оптовую цену изделия.

ТП определяется в действующих и сопоставимых ценах предприятия.

Реализованная продукция (РП) – представляет собой стоимость промышленной продукции, которая будет поставлена заказчикам и оплаченная ими в планируемом периоде. Это главный стоимостной показатель производственной программы предприятия. РП рассчитывается в действующих оптовых ценах предприятия:

РП = ТПд + Ос.н. - Ос.к. + Пн.н. - Пн.к.,

где Ос.н., Ос.к. - запасы продукции на складе в денежном выражении на начало и конец планируемого периода; Пн.н., Пн.к. - стоимость продукции отгруженной, но не оплаченной заказчиками на начало и конец планируемого периода.

Валовая продукция (ВП) - стоимость всей промышленной продукции предприятия независимо от степени ее готовности.

В состав ВП включается товарная продукция, изменение остатков НЗП на начало и конец планового периода, а в машиностроении, кроме того, изменение остатков специальной технологической оснастки собственного изготовления.

ВП = ТПс + НЗПк - НЗПн + Оск - Ос.н.

Валовая продукция рассчитывается в сопоставимых ценах.

Незавершенное производство – это не законченная в изготовлении продукция, находящаяся в обработке и сборке на разных стадиях технологического процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: