9.2.1. Для обеспечения безопасного и комфортабельного движения на дороге покрытие должно быть ровным. Неровности на дорожном покрытии вызывают колебания автомобиля, приводящие к быстрому утомлению водителя, увеличению тормозного пути, ухудшению управляемости. Помимо этого, при взаимодействии колес автомобиля с неровностями на проезжей части возникают динамические усилия, вызывающие интенсивное разрушение дорожной одежды.
9.2.2. Понятие "ровность" относится к геометрическим характеристикам поверхности покрытия и определяется размером и формой фактической поверхности проезжей части дороги.
9.2.3. Применяемые для оценки ровности показатели зависят от типа используемого измерительного прибора и принципа его действия.
В СССР для оценки ровности дорожных покрытий используют 3-метровые рейки разных типов, толчкомер и прибор ПКРС-2. Методики измерений каждым из указанных приборов приведены в прилагаемых к ним инструкциям. В качестве базовых приняты показания 3-метровой рейки с клином, к которым приводят показания приборов других типов, используя имеющиеся корреляционные зависимости.
|
|
Таблица 9.1
┌──────────────────────────────────┬────────────────────────────────────┐
│ Типы покрытий и измеряемые │ Оценка ровности │
│ параметры ├─────────┬──────────┬───────────────┤
│ │ отлично │ хорошо │удовлетворите- │
│ │ │ │ льно │
├──────────────────────────────────┼─────────┼──────────┼───────────────┤
│Капитальные покрытия │ │ │ │
│Количество просветов, %: │ │ │ │
│ до 3 мм │ 95 │ 90 │ 80 │
│ более 5 мм │ 1 │ 2 │ 5 │
│Допустимый максимальный просвет,│ 7 │ 8 │ 10 │
│мм │ │ │ │
│Облегченные покрытия │ │ │ │
│Количество просветов, %: │ │ │ │
│ до 3 мм │ 95 │ 90 │ 80 │
│ более 7 мм │ 1 │ 2 │ 5 │
│Допустимый максимальный просвет,│ 9 │ 11 │ 14 │
│мм │ │ │ │
│Переходные покрытия │ │ │ │
│Количество просветов, %: │ │ │ │
|
|
│ до 8 мм │ 95 │ 90 │ 80 │
│ более 15 мм │ 1 │ 2 │ 5 │
│Допустимый максимальный просвет,│ 20 │ 25 │ 30 │
│мм │ │ │ │
└──────────────────────────────────┴─────────┴──────────┴───────────────┘
Таблица 9.2
┌─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│ Типы покрытий │Кол-во максимальных просветов под 3-метровой │
│ (максимальный просвет) │ рейкой, %, для категорий дорог │
│ ├─────────────┬────────────────┬──────────────┤
│ │ I, II │ III, IV │ IV, V │
├─────────────────────────┼─────────────┼────────────────┼──────────────┤
│Капитальные (10 мм) │ 6-7 │ 7-12 │ 12 │
│Облегченные (14 мм) │ - │ 7-10 │ 10 │
│Переходные (30 мм) │ - │ - │ 5 │
└─────────────────────────┴─────────────┴────────────────┴──────────────┘
Таблица 9.3
┌─────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│ Оценка │ Показатели ровности покрытий при измерениях │
│ │ толчкомером, см/км, для покрытий │
│ ├────────────────┬─────────────────┬──────────────────┤
│ │ капитальных │ облегченных │ переходных │
├─────────────────┼────────────────┼─────────────────┼──────────────────┤
│Отлично │ 60(70) │ 80(90) │ 200(300) │
│Хорошо │ 61-80(71-100) │ 81-120(91-140) │ 201-280(231-320) │
│Удовлетворительно│81-120(101-140) │121-180(141-210) │ 281-400(321-460) │
└─────────────────┴────────────────┴─────────────────┴──────────────────┘
Примечание. Допустимые значения ровности выражены показателем толчкомера, установленного на автомобиле УАЗ-452 (в скобках - на автобусе ПАЗ-672); в салоне и кабине - не более 3 чел.
9.2.4. Из-за высокой трудоемкости процесса измерений 3-метровые рейки для оценки ровности применяют редко и в основном при выборочном контроле на участках незначительного протяжения.
Показатели ровности покрытий дорог при измерениях 3-метровой рейкой не должны превышать значений, приведенных в табл. 9.1.
|
|
В процессе эксплуатации дороги не допускается, чтобы количество максимальных просветов, приведенных в табл. 9.1, превышало значения, указанные в табл. 9.2.
9.2.5. При оценке ровности на маршрутах значительного протяжения применяют толчкомер или установку ПКРС-2. В этом случае ровность оценивают по суммарному сжатию рессор автомобиля и выражают в см/км. Предельно допустимые показатели ровности при измерениях толчкомером ТХК в см/км приведены в табл. 9.3.
9.2.6. Показатели ровности при измерениях установкой ПКРС-2 имеют следующие предельно допустимые значения:
Оценка................... Отлично Хорошо Удовлетворительно
Показатели ровности по
прибору ПКРС-2, см/км.... 390 391-480 481-650
Глава 10.
Населенные пункты и примыкающие к ним участки дорог
10.1. Общие положения
10.2. Дополнительные полосы для местного движения, тротуары
и пешеходные дорожки, ограждения
10.3. Велосипедные дорожки и велосипедные полосы
10.4. Переходы через дорогу
10.5. Места стоянок и автобусные остановки