Тематический план курса «История зарубежного театра»
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
всего | лекции | Семинары | ||
1-й семестр | ||||
1. | АНТИЧНЫЙ ТЕАТР. 1.1.Введение. Классический театр древней Греции, его истоки. Устройство театра, характер театральных представлений. | |||
1.2. Драматургия. Структура трагедии. Эсхил. Софокл. Еврипид. | ||||
1.3. Древняя аттическая комедия. Аристофан. Новоаттическая комедия. Менандр. | ||||
1.4. Театр Римской республики, его истоки. Организация спектаклей. Комедия паллиата (Плавт, Теренций). Трагедия императорской эпохи. Сенека. | ||||
2. | СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР. 2.1. Характеристика эпохи, развитие театра. | |||
2.2. Жанры средневекового театра. Организация спектаклей. | ||||
3. | ТЕАТР эпохи ВОЗРОЖДЕНИЯ и Нового времени (XV–XVII века). 3. 1. Характеристика и периодизация эпохи Возрождения. Итальянский театр, условия развития. Драматургия. Жанры. Творчество Л. Ариосто, Н. Макиавелли, П. Аретино, Т. Тассо. | |||
3.2. Театрально-декорационное искусство. Комедия дель арте. | ||||
3.3. Испанский театр. Условия развития, структура комедии. Характер театрального представления. | ||||
3.4. Драматургия: Лопе де Вега, Тирсо де Молина, П. Кальдерон, М. Сервантес. | ||||
3.5. Английский театр. Исторические условия развития, бытование театра, организация спектаклей. Предшественники Шекспира. | ||||
3.6. Драматургия У. Шекспира, Б. Джонсона. | ||||
3.7.Французский театр. Условия развития. Каноны эстетики классицизма в драматургии и сценическом искусстве. | ||||
3.8. Трагедия. П. Корнель, Ж. Расин. Высокая комедия Ж-Б. Мольера. Сценическое искусство, театры Франции. Мольеровская и расиновская актерские школы. Создание театра Комеди Франсез. | ||||
Итого | ||||
2-й семестр | ||||
4. | ТЕАТР эпохи Просвещения. 4.1. Характеристика основных идей эпохи. Английский театр. Драматургия. Р. Шеридан. Сценическое искусство. Д. Гаррик. | |||
4.2. Французский театр. Драматургия Ф-М. Вольтера, П. Бомарше. Театральные воззрения Д. Дидро. | ||||
4.3. Актерское искусство. М. Барон, М. Дюмениль, А. Лекен. И. Клерон. К. Нейбер, Л. Шредер. | ||||
4.4. Итальянский театр. Драматургия К. Гольдони, К. Гоцци. Реформа комедии дель арте. | ||||
4.5. Немецкий театр. Драматургия Г.-Э. Лессинга, Й.-В. Гете, Ф. Шиллера. | ||||
5. | ТЕАТР конца XVIII века – 70-х годов XIX века. 5.1.Французский театр. Влияние французской революции на сценическое искусство. Драматургия В. Гюго и французский романтизм. | |||
5.2 Драматургия Альфреда де Мюссе. | ||||
5.3. Немецкий романтизм. Драматургия Г. фон Клейста, Г. Бюхнера, Л. Тика. | ||||
5.4. Актерское искусство Европы: П. Бокаж, Ф. Леметр, М. Дорваль, С. Сиддонс, Э. Кин, Э. Росси, Т. Сальвини, Л. Девриент, К. Зейдельман, И.Ф. Флекк. | ||||
5.5. Драматургия английских романтиков Дж. Г. Байрона, П-Б. Шелли. | ||||
6. | ТЕАТР Европы и США в период с 1871 года по 1918 год. 6.1. Актерское искусство: Б.-К. Коклен-старший, Ж. Муне-Сюлли, С. Бернар. Э. Терри, Г. Ирвинг. Э. Дузе. | |||
6.2. Натурализм, теория Э. Золя. Создание «Свободного театра» А. Антуана. Сценическая реформа Антуана. Студийные театры Парижа. Ж. Копо и театр Старой Голубятни. Картель. | ||||
6. 3.Английский театр. Драматургия О.Уайльда и Б. Шоу. | ||||
6.5.Скандинавский театр. Драматургия Г. Ибсена. Драматургия А. Стриндберга. | ||||
6.6. Театры и режиссерская деятельность О. Брама, М. Рейнгардта. Театр мейнингенцев. Театральная концепция Г. Крэга. | ||||
6.7. Неоромантизм и символизм в театре. Э. Ростан, М. Метерлинк. | ||||
Итого | ||||
3 -й семестр | ||||
7. | ТЕАТР XX – XXI веков. 7.1. Драматургия и театральная деятельность Г. Гауптмана. | |||
7.2.Новая драма и творчество Л. Пиранделло. | ||||
7.3.Французский театральный авангард начала XX века. Сюрреализм. Интеллектуальная драма: Ж. Жироду, А. Салакру, П. Клодель, А. Жарри, Ж. Ануй. | ||||
7.4.Театр жестокости А. Арто. Творчество Ж-Л. Барро. | ||||
7.5.Эксперессионизм в театре. Драматургия Э. Толлера, Г. Кайзера. Режиссура Л. Йеснера, К-Х. Мартина. Эпический театр Б. Брехта. | ||||
7.6.Экзистенциальная драма. А. Камю, Ж-П. Сартра. | ||||
7.7.Драматургия С. Моэма и Дж. Пристли. | ||||
7.8.Театр и драматургия абсурда. С. Беккет, Э. Ионеско, Г. Пинтер, Ж. Жене, С. Мрожек, Ф. Арабаль. | ||||
7.9.Актерское искусство: Э. Эванс, С. Торндайк, Дж. Гилгуд Л. Оливье, А. Маньяни, Ж. Филипп. 7.10.Режиссерское искусство Дж. Стрелера. «Театр для людей» Дж. Стрелера. | ||||
7.11.Режиссерское искусство П. Брука. | ||||
7.12.Драматургия М. Фриша и Ф. Дюрренматта | ||||
7.13.Театр США. Драматургия Ю. О’Нила, Л. Хельман, Т. Уильямса, Э. Олби, А. Миллера. | ||||
7.14. Современная зарубежная драматургия: Э. Шмидт, М. Макдонах, Т. Стоппард. | ||||
7.14. Современный зарубежный театр (90-е годы XX века – начало XXI века). Режиссура А. Мнушкиной, Ф. Касторфа, К. Марталера, Р. Уилсона, К. Люпы, Т. Остермайера, М. Тальхаймера и других. Театр танца П. Бауш, Ж. Наджа. Театр Бартабаса «Зингаро» и т.д. | ||||
Итого | ||||
Всего |