Российско-белорусские отношения активно развивались еще до образования СНГ. В декабре 1990 года впервые в истории двусторонних отношений между Россией и Белоруссией был подписан политический договор со сроком действия десять лет. В последующие годы, по мере того как в Содружестве стали проявляться несовпадающие интересы объединенных в нем новых независимых государств и разнонаправленность их геостратегических устремлений, вошедшие в СНГ страны начали отдавать предпочтение двусторонним и региональным связям, а не многостороннему сотрудничеству. На этом фоне российско-белорусские отношения занимают особое место и интеграция российской и белорусской экономик не имеет аналогов в других странах СНГ.[24]
Известно, что с 1994 г. Россия и Беларусь идут по пути интеграции. Для всестороннего сотрудничества была создана соответствующая правовая база.
К числу основных документов, отражающих политическое взаимодействие Российской Федерации и Республики Беларусь, следует отнести те, которые появились в 1996 г. и последующие годы. Это: Договор о создании Сообщества (1996 г.); Договор о создании Союза России и Беларуси и Устав Союза России и Беларуси (1997 г.); Договор о создании Союзного государства и Программа по реализации Союзного договора от 8 декабря 1999 г.; Проект Конституционного акта Союзного государства России и Беларуси ("Принципы Конституционного акта Союзного государства" от 1 февраля 2002 г.) и др.
|
|
Представляется необоснованным выделять в отдельный историко-правовой период этап с 1917 по 1992 г., так как до подписания Договора о создании СССР государственно-правовые отношения Беларуси и России начали приобретать федеративный характер [15, с.33].
I этап: Подписание Договора об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 г [7, с.36]. В Договоре стороны определили перед собой следующие задачи:
- организация единого экономического пространства;
- синхронизация проводимых реформ;
- восстановление объединенных транспортной и энергетической систем, общего научно-технологического и информационного пространств;
- формирование единой законодательной и нормативно-правовой базы;
- проведение унификации денежно-кредитной и бюджетной систем;
- создание условий для введения общей валюты;
- завершение создания общего таможенного пространства с единой системой управления;
- согласование своей внешней политики, позиций по основным международным вопросам;
- взаимодействие в обеспечении безопасности, охране границ, борьбе с преступностью.
Договор об образовании Сообщества намеренно оговаривал неприкосновенность суверенитета, независимости, территориальной целостности Беларуси и России. Оставаясь субъектами международного права, эти государства самостоятельно действуют на международной арене.
|
|
В соответствии с Договором на паритетной основе начали действовать межгосударственные органы и отраслевые органы управления. В качестве представительного органа начало работать Парламентское Собрание, которое формировалось из равного числа парламентариев России и Беларуси.
Договор был открыт для присоединения других государств, разделяющих его принципы. Дальнейшее развитие Сообщества и его устройство должны были определяться референдумами. День 2 апреля объявлялся в России и Беларуси праздником Единства народов.
II этап: 2 апреля 1997 г. Президенты двух стран подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Документ был основан на Договоре об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 г., развивал его положения в целях достижения действенной интеграции в экономической и других областях общественной жизни [8, с.66].
Неотъемлемой частью Договора должен был стать Устав Союза. 23 мая 1997 г. на заседании Высшего Совета Сообщества России и Беларуси Устав был одобрен и в тот же день, подписан Президентами. После чего был передан на ратификацию в парламенты, которыми он вскоре был одобрен.
Договор, преобразуя Сообщество Беларуси и России в Союз Беларуси и России, дает возможность поднять российско-белорусские отношения на новый качественный уровень, обозначает политическую перспективу дальнейшего развития этих отношений.
По данным социологического вопроса около 80% россиян высказались за Союз с Белоруссией. Несколько больший процент выступающих за Союз был выявлен в Беларуси.
Устав Союза Беларуси и России уравнивал в правах граждан обоих государств. В соответствии с ним был введен институт гражданства Союза. Предусматривалось постепенное формирование унифицированной валютной системы. Согласно решению Высшего Совета Союза ранее созданные органы Сообщества были преобразованы в органы Союза.
III этап: В конце декабря 1998 г. Президентами двух стран была подписана Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси [9,с.44]. В ней были сформулированы основные задачи по созданию Союзного государства:
- разработка и вынесение на всенародное обсуждение проекта соответствующего договора;
- формирование союзных органов государственной власти и управления;
- выработка механизма проведения общей политики в международных делах;
- вопросы обороны и безопасности.
В экономической сфере предполагалось создание единого экономического пространства, в социально-гуманитарной - сближение социальных стандартов и обеспечение соблюдения прав граждан в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
Помимо этого Президенты подписали еще два важных соглашения: Договор о равных правах граждан [10, с.51] и Соглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования [11, с.57].
Принятие указанных документов означало переход России и Беларуси на качественно новый уровень интеграции в политической, экономической и социально-гуманитарной сферах.
28 апреля 1999 г. в Москве Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали 14 решений Высшего Совета Беларуси и России, в том числе:
- о завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России;
- о концепции безопасности Союза Беларуси и России;
- о концепции пограничной политики Союза Беларуси и России;
- о концепции совместного оборонного заказа государств - участников Союза Беларуси и России.
8 октября 1999 г. одновременно в России и Беларуси на всенародное обсуждение был вынесен проект Договора о создании Союзного государства [12]. В тот же день публикуется проект Программы действий по реализации данного Договора[13].
|
|
В конце ноября 1999 г. Договор о создании Союзного государства представлен Президентам России и Беларуси для подписания. 8 декабря 1999 г. Президенты Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали Договор и Программу действий по реализации его положений. 26 января 2000 г. Договор вступил в силу[14, с.54].
Это был самый сильный интеграционный шаг России на постсоветском пространстве, хотя уже тогда многие эксперты отмечали его предвыборный характер, т.к. идея объединения двух государств была очень популярна в общественном мнении и в России, и в Беларуси.
С выполнением Программы должен быть завершен процесс создания Союзного государства с единым экономическим пространством, единой денежной единицей, общим бюджетом, единым таможенным пространством и транспортной системой, что можно трактовать как промежуточную форму между федеративным и конфедеративным устройством, но решающую роль для определения будущей формы мог бы играть конкретный план последовательности интеграционных действий, которого в документах не содержалось.
В Программе не оказалось места ни конкретной разбивке процесса интеграции на этапы с определением их последовательности, ни какие-либо сроки её исполнения.
IV этап: В течение 2000 и 2001 гг. продолжалась работа по формированию Союзного государства. Состоялось несколько заседаний высших органов Союзного государства. Было принято решение о введении единой денежной валюты с 2008 г.
Одной из важнейших задач, стоящих перед двумя государствами, являлась разработка и принятие Конституционного Акта Союзного государства, определяющего государственное устройство и основы функционирования его институтов.
В 2001 году началась разработка основных положений проекта Конституционного Акта Союзного государства России и Беларуси. Была создана Рабочая группа под руководством заместителя руководителя администрации Президента Республики Беларусь Л.П. Козика. 1 февраля 2002г. Рабочая группа подготовила проект документа "Принципы Конституционного акта Союзного государства"[16].
|
|
На заседании Высшего Госсовета с участием Президентов России и Беларуси в Минске 20 января 2003 г. был утвержден состав совместной комиссии по разработке проекта Конституционного Акта во главе с руководителями нижних палат парламентов обеих стран, которой подготовил проект названного документа[17].
Проект Конституционного Акта после его одобрения Высшим Государственным Советом Союзного государства должен быть вынесен на референдум России и Беларуси.
V этап. В 2002 году В.Путин предложил строить Союзное государство на несколько иных основаниях – по образцу ЕС. В апреле 2002 года между странами было подписано соглашение, по которому Россия обязывалась поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам в ближайшие пять лет. Впрочем, считать это шагом, связанным с интеграционными планами, вряд ли можно. Целью Газпрома было получение контроля над Белтрансгазом. Беларусь со своей стороны обещалась создать через год и два месяца газотранспортное совместное предприятие Газпрома и Белтефтегаза с паритетным участием. В связи с чем в ноябре 2002 г в двусторонних отношениях возник первый серьёзный кризис. Весь 2003 год интеграционные планы не сдвинулись с места. В октябре 2003 г. А.Лукашенко заявил, что не видит смысла во вводе единой валюты, как он представляется по российскому сценарию (с единым эмиссионным центром в России). Это означало отмену её ввода, прежде намеченную на 1 января 2005 года.
Зимой 2004 г. между Россией и Беларусью произошла первая «газовая война». В феврале Беларусь была отключена от газоснабжения. Закончился конфликт новыми договорённостями по уступке Газпрому половины акций Белтрансгаза. Одновременно в Москве заговорили о строительстве «Северного потока» - трубопровода, позволяющего огибать территорию Беларуси и Украины в поставках газа в Европу.
Осенью 2005 года был сорван и ещё один прежде планировавшийся шаг: Высшему совету СГ так и не был представлен согласованный проект Конституционного акта. Не раз отмечалось, что именно с этого года союзная риторика в Беларуси ушла на второй план и основной темой стала защита президентом суверенитета своей страны. Примерно такие же перемены произошли и в России: политическая составляющая проекта Союзного государства потеряла свою актуальность.
После газового и нефтяного кризиса в Беларуси встал вопрос о поиске путей диверсификации поставок энергоносителей. Было принято решение изучить возможность альтернативных поставок нефти через балтийские порты и нефтепровод Вентспилс-Новополоцк. Ещё с осени 2006 года Беларусь развивала тему Энергетического союза с Украиной. Лукашенко теперь рассчитывает на поставки нефти из Ирана, Венесуэлы и Азербайджана. 26 января 2007 г. А.Лукашенко признал, что односторонняя ориентация на Россию была ошибкой.
Результатом двух кризисов стал переход Беларуси к концепции многовекторной внешней политики.