Жилищное строительство. Разработка метода серийного проектирования. Крупнопанельное и крупноблочное строительство

В послевоенные годы потребность в строительстве нового жилья была очень острой. Возникла необходимость в домостроительных заводах для изготовления сборных деревянных жилых домов. Было налажено изготовление бетонных блоков для малоэтажных домов. Потребовалось изменение не только методов строительства, но и методов проектирования, нужны были типовые проекты, появилась новая методология типового проектирования – серийный метод.

В 1946-1947 гг. разработаны более двухсот проектов малоэтажных жилых и общественных зданий из различных материалов. Эти проекты разделялись на серии, ориентированные на применение в определенных климатических зонах и географических районах СССР, и широко использовались в строительстве РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик. Унификация строительных деталей позволяла организовать централизованное производство конструкций и изделий.

Типовая застройка жилых массивов зданиями в два-три этажа с использованием мотивов классицизма или Ренессанса довольно широко осуществлялась в послевоенные годы в Москве (Хорошевское шоссе – Д.Чечулин; Измайлово – М.Лисицын и др.), Ленинграде

(Московская улица – Е.Левинсон, Л.Асс, Новая деревня и Приморский бульвар – Н.Баранов).

Москва, Хорошевское шоссе. Типовое малоэтажное строительство, 1946.

На Украине типо-вые проекты для строи-тельства малоэтажных жилых домов были разработаны в 1948 г. только для Донбасса и Киева. В 1948 г. Киев-проектом были разработа-ны типовые проекты одноэтажных жилых домов для строительства вдоль скоростных дорог Киев-Дымер, Киев-Харьков, арх.А.Милецкий, Н.Шило. Трехэтажные серийные жилые дома построены в районе Дарницы, арх.А.Добровольский, Е.Иванов, и на Багриновой горе в Киеве, арх.Н.Холостенко.

До 1949 г. в связи с выборочной застройкой на участках, расчищенных от развалин, жилые дома от четырех и выше этажей строились по индивидуальным проектам. После выборочного строительства украинские архитекторы приступили к разработке новых серий типовых секций, по которым строились двух-трехэтажные жилые дома в 1949-

1953 гг. Композиционные приемы отечественного классицизма широко использовались в оформлении фасадов жилых домов Одессы, Николаева, Днепропетровска, Полтавы, городов Донбасса. Фасады некоторых жилых домов Киева, Чернигова, Харькова решались под влиянием украинского барокко.

Наряду с интересными поисками и достижениями имелись и недостатки: малая степень индустриализации, не предусматривались крупномерные элементы, недостаточная сборность, большое количество типовых проектов. Недостатками в планировке жилых домов было наличие проходных комнат, малая протяженность домов, что удорожало строительство.

Дальнейшим развитием серийного метода проектирования стало создание комплексной серии типовых проектов, объединенных общей конструктивной схемой, общими архитектурно-планировочными параметрами, но решенных с применением разных стеновых материалов и с различной степенью санитарно-технического благоустройства. Сочетание серийного метода типового проектирования и модульной системы координации размеров способствовало развитию строительной промышленности в СССР.

В 1948-1949 гг. строительство 2-3-этажных жилых домов в Москве и других крупных городах было прекращено как неэкономичное. С переходом в основном на пятиэтажную застройку развернулась интенсивная работа по проектированию отдельных типовых жилых секций и жилых домов, а затем и серий секций с общими строительными параметрами, что позволило сократить число типоразмеров базовых изделий.

В соответствии с созданной советскими архитекторами серийной методологией проекты жилых домов объединялись общей конструктивной системой и используемыми материалами при известном разнообразии возможностей в градостроительном отношении. Идея серийности была четко сформулирована еще в проектах секций в 1938-1940 гг. в Академии архитектуры СССР А.Зальцманом, П.Блохиным, но окончательную отработку

получила в мастерских Комитета по делам архитектуры (Н.Смирнов, Б.Плессейн).

Жилые дома в районе Песчаных улиц

в Москве, архитекторы З.Розенфельд,

М.Швец, М.Зильберглейт, А.Андреев, инженеры А.Дорохов, А.Бренкевич,

М.Вохомский, 1950.

В Москве началось массовое строительство по типовым проектам 4-8-этажных домов в районе Песчаных улиц (З.Розенфельд, В.Сергеев), у которых 60% строительных изделий были заводского изготовления.

В Ленинграде с 1949 г. дома в 5-7 этажей возводили в районе Московского проспекта, Большой и Малой Охты, Автово, Щемиловки, Старой и Новой деревни.

Работа по типизации жилища велась в мастерских Мосгорпроекта и в Академии архитектуры (П.Блохин, А.Зальцман, Л.Бумажный). Серии объединялись общей архитектурно-стилевой характеристикой и базировались на едином каталоге индустриальных строительных изделий для 2-5-этажных жилых домов.

Увеличение этажности жилых домов до 8-10 этажей стало распространяться сначала в

индивидуальном проектировании, шел поиск представительного облика жилого дома,

Москва, жилой дом на Большой Калужской улице (ныне Ленинский

проспект), 1949,

арх. И.Жолтовский.

План секции

предназначенного для строительства на парадной магистра-ли. Примерами могут служитьдом на Большой Калужской улице (Ленинский проспект) и дом на Смоленской площади в Москве; многоэтажные дома на улице Горького (Твер-ской), Садово-Триумфальной улице, Ленинградском про-спекте в Москве; жилые дома в Ленинграде, Тбилиси, Баку, Ташкенте, Киеве. До 1954 г. общественность и архитектурная критика именно этим домам уделяла наибольшее внимание.

Фасад дома на Большой Калужской улице, арх. И.Жолтовский, 1949 г., подчеркнуто монументален, что достигается пропорциями крупных членений стены. Четыре плоских декоративных пятна из орнаментальных барельефов, объединяющих по два окна 6-го и 7-го этажей, арочный портал в центре, тяжелый рустованный цоколь, рисунок кладки первых трех этажей, большой вынос сложного по рисунку карниза – все это придает дому нарочито парадный вид.

Но достоинства здания не исчерпываются интересной проработкой фасада. Автору удалось также добиться удачной, рациональной и экономичной планировки. Ширина корпуса здания, решенного по секционно-коридорной схеме, составляет 18 м. На одну лестницу выходят 8 квартир – двух- и трехкомнатных, ориентация квартир – односторонняя

или угловая. Рационально решена планировка квартир, площади в глубине квартиры

используются под прихожую, распределительный холл и санузел.

В доме на Садово-Триумфальной улице, арх. З.Розенфельд, А.Сурис, 1949 г., представительность фасада достигается сложной пластикой, создающей обилие светотени. Выступающие эркеры, объединенные в венчающей части дома вычурными фронтонами, идут через все восемь этажей.

В доме на Садово-Кудринской, арх.Л.Руднев, В.Асс, В.Мунц, 1947 г., план построен на основе экономичной секции широкого корпуса (17,5 м) с квартирами от двух до пяти комнат. Конструктивная схема с несущими продольными стенами позволила унифицировать конструкции междуэтажных перекрытий. Центральная зона секции получила решение в виде холла, пространство которого может присоединяться к общей жилой комнате квартиры. В решении фасада авторы применили трехчастное членение по вертикали и красиво нарисованную ордерную структуру пилястр. Интересно, что вся облицовка стен разработана в виде унифицированной системы элементов заводского изготовления.

В оформлении фасадов многих зданий Киева имело большое значение внедрение облицовочной и конструктивной керамики. Жилые дома на Крещатике интересны своеобразным решением фасадов, хорошими пропорциями, красивыми архитектурными

Днепропетровск, жилой дом на проспекте Маркса, 1953, арх. О.Петров

Одесса, жилой дом на углу улиц

Дерибасовской и Карла Маркса

(Екатериненской), 1957, арх. Г.Топуз

деталями. Большая заслуга в решении комплексной и выразительной застройки Крещатика принадле-жит руководителю авторского коллектива, талантливому архитектору А.Власову.

Застройка многих магистралей Харькова, Днепропетровска, Запорожья, Донецка современными жилыми домами изменила лица этих городов. В Днепропетровске наиболее интересные по планировке и решению фасадов жилые дома построены на проспекте К.Маркса (арх.О.Петров, 1953 г., арх.Д.Щербаков, 1951-1952 гг.), на

Москва, каркасно-

панельные жилые дома на Хорошевском шоссе, архитекторы М.Посохин, А.Мндоянц, 1952-1956.

Жданов (Мариуполь),

крупноблочный жилой дом,

Архитекторы В.Троценко,

Д.Яблонский, В.Цвик, 1956.

проспекте Ленина (арх.Г.Вегман, Е.Бельман, 1949-1953 гг.

В застройке Севастополя можно отметить дома на ул.Большой Морской. Интересен комплекс домов галерейного типа на Ново-российской улице, арх.Ю.Зимарев, Е.Ставинский.

Много проектировалось и строилось в городах Украины общежитий для рабочих и студентов, из которых можно отметить общежитие горно-строительного техникума в Киеве, на Владимирской улице, арх.А.Добровольский, В.Гопкало и А.Косенко. В здании расположились не только общежитие с обслуживающими общественными элементами, но и корпус квартир. Фасады решены скромно, но с присущими жилому дому функциональными элементами – эркерами, балконами, сдержанно подчеркнутыми входами.

В послевоенные годы возобновилось проектирование домов из крупноразмерных элементов. Внедряются в практику строительства многослойные панели, 1947 г., разработанные в Институте строительной техники Академии архитектуры СССР. Строится первый полносборный 4-этажный каркасный крупнопанельный жилой дом на Соколиной горе в Москве (инж. Г.Кузнецов, В.Смирнов, Н.Морозов). Тем самым практически была доказана возможность крупноразмерного домостроения, которое в 2-2,5 раза сокращало затраты труда в строительстве. Строится также целый квартал из восьми каркасно-панельных домов на Хорошевском шоссе в Москве, арх.М.Посохин, А.Мндоянц, инж.В.Лагутенко.

Бескаркасный панельный дом проектируют архитекторы Академии архитектуры совместно с технологами треста Магнитострой в 1949 г. Впервые такой дом был построен в Магнитогорске в 1950 г., инж.Г.Кузнецов, В.Смирнов, А.Мкртумян, арх.Л.Бумажный, З.Нестерова. В 1951-1952 гг. 7-этажный бескаркасный крупнопанельный жилой дом секционного типа строят в Москве на Октябрьском поле, инж. Г.Кузнецов, В.Смирнов, И.Акбулатов, арх. Л.Врангель, З.Нестерова, Н.Остерман.

А в Ленинграде, в районе Щемиловка в 1954 г. был выстроен 5-этажный панельный дом из шлакобетонных панелей, облицованных шлифованными плитками гипсового камня.

Подводя итоги развития жилищного строительства за 10 послевоенных лет, необходимо отметить, что наряду со строительством по индивидуальным проектам все более широкое распространение приобретает строительство типовых зданий, запроектированных с использованием серийного метода. Повышается сборность строительства, так, если до войны доля сборного строительства составляла 15-20%, то после войны на передовых стройках Магнитогорска, Москвы, Запорожья – уже 60%. Этому способствует выпуск новых видов индустриальных конструкций.

К середине 1950-х гг., когда в области технологии строительства появились предложения, позволяющие в 2-2.5 раза сократить сроки строительства и снизить его стоимость, стало ясно, что сложившаяся творческая направленность в архитектуре жилища затрудняет переход на индустриальные методы возведения зданий из укрупненных элементов промышленного производства. С очевидностью обнаружилась необходимость пересмотра творческих позиций в архитектуре, ее общей художественной направленности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: