Эриксон (16) характеризует “фаллически-локомоторную” стадию в понятиях
разнообразных сходных действий и фантазий: физическое нападение на других;
“проникновение” в их уши и давление на психику агрессивной болтовней; захват
пространства энергичным передвижением; проникновение в неизвестное неистощаемым
любопытством. Считается, что сексуальные действия взрослых видятся ребенку как
проявление взаимной агрессии, в которой мужчина играет интрузивную (вторгающуюся)
роль, а женщина - инкорпорирующую, “паучью” роль. Хотя дети обоих полов разделяют эти
временные интрузивные паттерны, девочки имеют склонность приобретать “требовательно-
поглощающие” паттерны в пропорции, определяющейся предшествующим опытом,
темпераментом и культурными акцентами. Если девочка не способна принять и
приспособиться к женскому модусу “поглощения” и “включения”, у нее развиваются
установки на поддразнивание, выпрашивание, “схватывание”.
Основные социальные модальности в фаллический период у обоих полов описаны как
“корыстные действия”: лобовая атака, удовольствие от соревнования, настойчивость в
преследовании цели, наслаждение победой. Ребенок таким образом обучается
предпосылкам инициативы, т.е. выбору целей и упорству в их достижении.
ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ