Региональное управление и региональная политика РФ

Региональное управление – это регулирование поведение управляемого объекта (гос и негос) рег органами, орг-ми, должностными лицами в целях, опред-х гос-ом и рег, направление деятельности объекта путем применения самых различных средств: эконом., администр., идеалогических, правовых и не правовых, путем стимулирования требований, запретов, репрессий и т.д.

Наиболее общими целями РУ являются: безопасность, жизнеобеспечение, целостность и упорядоченность эконом и соц системы.

Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой.

Региональная политика в области ТП должна базироваться на использовании трех основных принципов: во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.

58.

Социальные трансферты и их цели. Воздействие налогообложения на неравенство. Факторы, влияющие на величину избыточного налогового бремени. Масштабы чистых потерь. Модель Харбергера.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты – безвозмездные выплаты государства населению из государственного или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, средств общественных организаций. Соц. трансферты включают в себя: все виды пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии); все виды стипендий учащимся вузов, средних специальных учебных заведений; все виды пособий (по социальному страхованию, пособия на детей, по безработице и т. д.); компенсационные выплаты и льготы, а также денежную помощь в форме оплаты стоимости путевок в санатории, дома отдыха.

Кроме того, населению предоставляются трансферты в натуральной форме из товаров и услуг бесплатно либо по льготным ценам. К ним относятся услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Цели:

· обеспечение населения социально значимыми услугами;

· сокращение разрыва в уровне материального обеспечения ра­ботающих и неработающих членов общества, повышение жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс;

· смягчение негативных внешних эффектов периода приспособ­ления населения к условиям рынка - росту нищеты и бедности, без­работице и др. Особенно это касается социальных иждивенцев, у ко­торых возможности адаптации к рыночным условиям во многом за­висят от величины социальных трансфертов;

· обеспечение необходимого количества и структуры воспроиз­водства трудовых ресурсов.

Социальные трансферты являются неотъемлемой частью полити­ки государства в социальной сфере. Система социальных трансфертов представляет собой одну из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе, создания и поддержания политической стабильности (носят перераспределительный характер).

Возд. н/о на неравенство. Правительства многих стран давно пришли к выводу, что одним из самых простых и удобных способов смягчения неравенства в доходах является установление для самых богатых граждан более высоких ставок изъятия доходов в пользу государства. Такой механизм сокращения различий в доходах получил название прогрессивного налогообложения.

Чтобы такая система налогообложения могла работать, необходимо знать общую сумму всех доходов гражданина за год. Ведь если человек имел 2—3 источника доходов, то в каждом из мест его доходы могли и не превысить нижнего порога налогообложения. А вот общая сумма могла оказаться существенно выше.

Цель прогрессивного налогообложения доходов может быть сформулирована как сокращение масштабов превышения доходов наиболее состоятельных граждан над средним уровнем доходов граждан страны в данный период времени. Влияние такого налогообложения на кривую Лоренца можно увидеть на рис.

Кроме прогрессивного обложения доходов богатейших граждан, смягчению экономического неравенства способствуют также налоги на имущество и наследство (такие налоги действуют уже и в России).
Наконец, еше один важнейший способ смягчения экономического неравенства — это передача части доходов, изъятых у богатейших граждан, беднейшим группам населения через программы социальной по-мощи.
Прогрессивное налогообложение доходов — система изъятия доходов граждан в пользу государства, при которой доля изымаемых доходов прогрессивно возрастает по мере увеличения абсолютной величины личных доходов гражданина.

Модель Хербергера –теоретическая экономико-математическая модель, описывающая распределение налогового бремени между факторами производства – капиталом и трудом, в ситуациях разной эластичности спроса и предложения этих факторов. Работа Харбергера позволяет рассмотреть, с одной стороны, воздействие различных налогов на благосостояние потребителя, а, с другой стороны, как налоги могут повлиять на объем и использование факторов производства фирмами с разными технологиями.

При построении модели предполагается, что производственные функции обладают постоянной отдачей от масштаба. Таким образом, спрос на факторы производства линейно зависит от объема выпуска. Труд и капитал считаются совершенно мобильными, а их общие объемы – фиксированными. Рассматривается равновесная ситуация на всех рынках (труда, капитала и конечной продукции).

Таким образом, знание параметров модели позволяет рассчитать изменения заработной платы и ставки процента. Это, в свою очередь, позволяет оценить перераспределение доходов между владельцами капитала и получателями заработной платы, возникающее вследствие налогообложения. Кроме того, на основе знания долей факторов в издержках можно рассчитать изменения цен товаров и возникающие в связи с этим изменением цен изменения спроса потребителей. Следует отметить, что налоговое бремя распределяется между потребителями в соответствии с долями их расходов на товары в том случае, когда величина эффекта дохода, связанного с изменением заработной платы и ставки процента, не отличается значительно для разных потребителей.

Избыточное налоговое бремя – потеря для общества чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального. ИНБ представляет собой не сумму денег, а изменение значения функции полезности, т.е. сдвиг в благосостоянии. При этом данному сдвигу в благосостоянии в зависимости от уровня цен будут соответствовать разные денежные суммы. Измерение денежного масштаба, в рамках которого измеряется избыточное налоговое бремя, обусловлено эффектом дохода, а само это бремя – эффектом замещения. Под эффектом дохода в данном случае понимается изменение уровня спроса в зависимости от увеличения или уменьшения уровня платежеспособного спроса потребителя. В свою очередь, под эффектом замещения имеется в виду изменение уровня спроса в зависимости от сдвига в соотношении цен на данный товар и другие товары. ИНБ служит количественной характеристикой искажающего действия налога.

Налогообложение приводит к тому, что чистая отдача от некоторых вариантов использования ресурсов, контролируемых субъектом экономических действий снижается, соответственно более привлекательными становятся другие варианты, в большей степени свободные от налогообложения (если таких вариантов нет, это и означает неспособность субъекта повлиять на величину налогового бремени, что имеет место при неискажающем обложении). В результате искажений формируется новая структура производственного и потребительского поведения. Отдельные виды деятельности, производимые и потребляемые товары и услуги заменяются иными, которые при отсутствии налога представляли бы меньшую ценность, чем заменяемые. Переход к варианту использования ресурсов, который «сам по себе» менее ценен, чем вариант от которого приходится отказываться, означает снижение аллокационной эффективности.

Важно подчеркнуть, что подобного рода намеренное воздействие государства на уровень эффективности возможно не только когда вмешательство осуществляется именно в форме налога. Суть состоит в создании нерыночных стимулов к аллокационным сдвигам и в принудительном изменении соотношений между величинами предельных чистых выгод от различных способов использования ресурсов.

Налоги – основной источник доходов общественного сектора. Они требуются, чтобы финансировать производство общественных благ и перераспределительные программы. С общественными благами как и с частными связан излишек потребителя. Н-мер, налоговая реформа привела к тому, что индивиды стали платить государству меньше денег, но зато лишились значительной части общественных благ. Только с учетом конкретных функций спроса на эти общественные блага можно судить, выиграли или проиграли индивиды в результате такой реформы. Ведь потери излишка потребителя в связи с недопроизводством общественных благ могут прекратить не только экономию денег, которые раньше уплачивались в виде налогов, но и сокращение ИНБ. Таким образом, эк. Рациональность не обязательно предполагает сведение ИНБ к нулю, хотя предполагает его минимизацию при прочих равных условиях.

ИНБ может быть определено как разность между денежным эквивалентом происходящего под влиянием налога уменьшения излишка потребителя и производителя, с одной стороны, и доходом, получаемым государством от данного налога, с другой.

Факторы. В каждом отдельном случае зависимость имеет определенную специфику, которая должна составлять предмет детального анализа. В условиях конкурентного рынка размер ИНБ определяется характеристиками, 1) начального (доналогового) состояния; 2) налога как такового; 3) функции спроса; 4) функции предложения. Зависимость ИНБ от размеров налога. При увеличении налога ИНБ растет опережающим темпом по сравнению с доходами государства.

Масштабы чистых потерь. Без учета ИНБ мероприятия, планируемые и проводимые государством, выглядят значительно дешевле, чем они стоят в действительности. Анализ чистых потерь важен для выработки разумной налоговой политики. Массированное сокращение налогов, обеспечивая весьма желательное снижение чистых потерь, может косвенно приводить к потерям, если производство общественных благ уменьшается при этом до субоптимального уровня. Предотвращение избыточных масштабов н/о может и должно сочетаться с усилиями по формированию оптимальной структуры налогов, которая обеспечивала бы финансирование бюджета с минимально возможными при тех ил иных обстоятельствах чистыми потерями.

Оптимальное налогообложение – это такое налогообложение, которое минимизирует избыточное налоговое бремя при заданных ограничениях, и максимизирует общественное благосостояние. Правило Рамсея: «При оптимальном налогообложении физический объем производства (продаж) каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции». Правило Корлетта-Хейга: при н/о товаров и услуг те из них, которые представляют субституты досуга, должны облагаться в меньшей степени, чем взаимодополняющие по отношению к досугу (досуг – одно из благ). В результате искажающего действия налогов происходит замена труда досугом, а последний, будучи фактором благосостояния, непосредственно не поддается налогообложению. Поэтому последствия искажающего действия налогообложения будут уменьшены при прочих равных условиях, товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодополняемые с досугом.

Чтобы решить задачу оптимизации налогообложения, необходимо проанализировать цели и ограничения налоговой политики.

Цели налоговой политики определяются функциями государственных финансов:

1. Аллокационная (корректировка распределения ресурсов, если оно не достаточно эффективно в силу изъянов рынка, выражается в налоговой политике государства).

2. Распределительная (осуществление распределительных процессов, выражается в бюджетной политике).

3. Стабилизационная (влияние на макроэкономическое равновесие).

Наиболее естественно рассматривать задачу оптимизации на основе аллокационной функции, так как влияние налогообложения на аллокационную эффективность имеет чёткую количественную характеристику в форме избыточного налогового бремени. В свою очередь, распределительная и стабилизационная функции являются качественной составляющей оптимального налогообложения.

Ограничения:

1. Предельно допустимые уровни дифференциации доходов, нельзя допускать обнищания большей части населения и сосредоточения основных доходов у узкого круга лиц.

2. Способность государства собрать тот или иной налог, так называемые ограниченность информации о доходах налогоплательщиков. Эту проблему информационных ограничений государство решает путём фиксации тех налогов, которые реально могут быть собраны.

Задача оптимизации налогообложения может также рассматриваться в контексте минимизации избыточного налогового бремени (ИНБ), то есть тех издержек, которое несёт общество в результате введения налога. Это является переформулировкой задачи оптимизации. Здесь рассматривается противоречие между социальной справедливостью и эффективностью.

Регрессивная шкала подоходного налога оказывается эффективней прогрессивной (в том смысле, что влечёт меньшее ИНБ), однако налицо несправедливость, опять же от регрессивной шкалы пострадают малодоходные части населения.

Эти тенденции должны учитываться составителями бюджета. Государство должно найти ту грань, при которой достигается наибольшая эффективность, но при этом не возникает социальной напряжённости в обществе в силу игнорирования соображений справедливости.

2.Прогнозирование и планирование в управлении экономикой региона.

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов. Прогнозирование регионального развития строится в соответствии с общими принципами прогностики и территориального прогнозирования. Среди этих принципов особое значение имеют системность и согласованность, вариантность и непрерывность, а также верифицирумость (достоверность и точность) прогнозов. Территориальные прогнозы используются при разработке схем экономического и социального развития и финансового состояния регионов и их частей, развития и размещения отраслей, комплексных (генеральных) схем развития и размещения производительных сил. Планирование – метод осуществления хозяйственно-организаторской функции государства и экономической политики.

Объектом управления выступают регионы (субъекты РФ), районы субъектов РФ, города и внутригородские районы. Функции: регулирование направлением развития, уменьшение диспропорций развития отельных отраслей и т. д.

59.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: