1. Объясните и покажите на примерах различия между фузией и агглютинацией как разновидностями аффиксации.
2. Покажите на примерах роль союзов, союзных слов, частиц, вспомогательных глаголов в выражении грамматических значений.
3. Приведите примеры использования интонации для выражения грамматических значений. Покажите, какие элементы интонации участвуют в выражении этих значений.
4. В следующих примерах определите способы выражения грамматических значений: мост – моста; говорил – сказал; красивый – красивее – более красивый – красивейший – самый красивый; бежать – беги; синий – синий-синий; вздрагивал – вздрогнул; я – мы; ведро – вёдра; решать – решить; лечу – летишь – летит; ребенок – дети; подъезд дома – новые многоэтажные дома; читать – буду читать; ходишь – ходишь-ходишь; сгущал – сгустил; Водитель остановил машину у шоссе, на шоссе, за шоссе; Головы присутствующих повернулись к двери – всадник без головы; Не видно берегов реки – Не видно берегов, реки; Весло задело платье – Платье задело весло; Я прочитал эту книгу – Я прочитал бы эту книгу; Сестра может быть в библиотеке – Сестра, может быть, в библиотеке.
|
|
5. Сопоставьте грамматические способы, используемые в русском и других языках для выражения аналогичных грамматических значений; выявите черты сходства и различия.
Франц.: jе – я, nous – мы; le chat – кот, du chat – кота, par le chat – котом;
Англ.: to sing – петь, sang – спел, sung – спетый;
Нем.: der Lehrer – учитель, dem Lehrer –учителю; gehen – идти, werde gehen – пойду;
6. Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами:
Русск.: сто – стола – столу, кот – коты, избегал – избежал, выходил – выхаживал, день сменяет ночь – ночь сменяет день, белый – белее – белейший, синий – синий-синий, хорошо – лучше, разрезать – разрезать, иглы – иглы, иду – шел, окно – окна, говорю – говоришь – говорит, прилежнейший – самый прилежный, напишу – буду писать, поехать – поехал бы, играет – пусть играет, дóма – домá, ребенок – дети.
Англ.: man – men, sing – sang, good – better – best, write – writes, spoke – had spoken, boy – boy's, I – me, go – went, speaks – is speaking, girl – girls.
Нем.: der Mann – die Manner, schreibe – schreibst – schreibt, er – ihm – ihn, viel – mehr, das Kind – des Kindes – dem Kinde, lese – las, sagte – hatte gesagt, der Bube – die Buben.
Франц.: je – nous, bon – meilleur, la soeur – de la soeur.
Тема 3. Морфология
Темы для докладов
1. Понятие морфемы. Типы морфем.
2. Основа слова и исторические морфологические процессы.
3. Части речи, проблема их классификации.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое морфема? Назовите два основных типа морфем.
2. Что такое корневая морфема? Что такое корень слова? Какое значение он выражает? Что такое алломорфы?
|
|
3. Как называются слова одного корня? Что они образуют?
4.Что называется аффиксом (аффиксальные морфемы)? В чем их отличие от корня? Какие виды аффиксов вам известны?
5. В чем различие между словообразующими и формообразующими аффиксами? Каковы их функции? Какие виды значений выражаются словообразующими и формообразующими аффиксами? Иллюстрируйте свой ответ примерами.
6. Какие аффиксы называются продуктивными, а какие непродуктивными?
7. В чем заключается сущность внутренней флексии? Приведите примеры внутренней флексии из русского и изучаемого иностранного языка.
8. Что такое грамматическая форма слова (словоформа)?
9. Что такое основа слова? Какое значение она выражает?
10. Дайте характеристику непроизводной и производной основ. Как они соотносятся с корневой морфемой? Приведите примеры.
11. Какую основу называют производящей? Для чего выделяется производящая основа? Какие слова лишены производящей основы? А какие слова обязательно, имеют производящую основу? В чем состоит различие между ними? Как соотносятся производящая основа и корень слова? Приведите примеры.
12. У каких слов нет и не может быть окончания? У каких слов обязательно есть окончание? Как называется материально не выраженное окончание (значимое отсутствие окончания)?
13. Что такое парадигма? Определите понятия «парадигматические отношения» и «парадигматический ряд». Как соотносятся друг с другом понятия «словоформа», «парадигма» и «лексема»?
14. Что такое внутренняя форма слова?
15. Перечислите основные грамматические процессы. В чем специфика основных морфологических процессов (исторических изменений морфемной структуры слова)? Какие процессы обусловливают изменение морфологической структуры слова? Что такое опрощение? переразложение (переинтеграция)?
16. По каким критериям классифицируются слова по частям речи? Приведите примеры слов, частеречная принадлежность которых является спорной.
17. Дайте краткую характеристику частей речи в русском и изучаемом вами иностранном языке.