1. На основе сравнения данных слов разных индоевропейских языков установите, какие звуки были в языке-основе на месте русских я, у?
-Рус. семья –ст.-слав. сhм#, литовск. semens, лат. semen;
-Рус. имя – старосл. им#, греч. onoma, лат. nomen, др.инд. naman;
-Рус. десять – ст.-слав. дес#ть, греч. deka, лат. decem, др.инд. dacan, литовск. deszimtas;
-Рус. мясо – ст.-слав. м#со, др.-прус. mensa;
-Рус. пять – ст.-слав. п#ть, лит. penki, греч. pente. лат. quinqui, др.инд. panca, литовск. penki;
-Рус. рука – ст.-слав, р@калит. ranka;
-Рус. угол –ст.-слав, @гълъ, лат. angulus;
-Русск. голубь – ст.сл. гол@бь, лат. columbus;
-Русск. гусь – рус. гусь – ст.-слав. г@сь, лат. anser, готск. gans;
-Русск. зуб – старосл. з@бъ, лат. dens (dentis лит. zambas;
-Рус. путь – ст.-слав. п@ть, др.-инд. ponthas, лат. pons – род. п. pontis – «мост».
2. Путем сравнения данных слов родственных индоевропейских языков установите, какой гласный звук соответствовал в индоевропейском праязыке русскому ы?
Рус. мышь – лат. mus, греч. mus, др.-инд. mus, гот. mus;
Рус. сын – лит. sunus, др.-инд. sunus;
Рус. дым – лит. dumai (мн. ч.), др.-инд. dhumas, лат. fumus.
|
|
Рус. ты – лат. tu
Рус. быть – лит. buti. лат. fui.
3. Используя этимологические словари, подберите соответствия из других индоевропейских языков для названий членов семьи: мать (матери), сестра, сын, дочь (дочери), сноха, свекровь, деверь, золовка, вдова.
4. Как доказать, пользуясь данными современного русского языка, что гласный [э ] в словах олень, уволен, назначен, лесть, мел, дверь и в словах увален, волен, удачен, лев, день, отец – разного происхождения.
5. Как доказать, пользуясь данными современного русского языка, что гласный [о ] в словах рот, ложь, мох, сон, лен и в словах стон, клен, звон, мед, год – разного происхождения.
6. На основании русско-латинских этимологических сопоставлений определите некоторые звуковые соответствия между русским и латинским языками в области губных согласных: брат – frater, был – fui, беру – fero, «несу», боб – faba, бобёр – fiber, небо – nebula «туман».
7. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков. Укажите, какие из них являются государственными и где: абхазский, азербайджанский, алтайский, аварский, английский, арабский, афганский, башкирский, белорусский, болгарский, венгерский, вьетнамский, голландский, греческий, грузинский, датский, ирландский, исландский, испанский, итальянский, казахский, киргизский, китайский, курдский, лаосский, латинский, латышский, лезгинский, литовский, македонский, молдавский, немецкий, норвежский, осетинский, персидский, польский, португальский, прусский, румынский, русский, санскрит, сербскохорватский, таджикский, татский, татарский, турецкий, туркменский, узбекский, украинский, финский, французский, цыганский, чешский, чувашский, шведский, шотландский, эстонский.
|
|
8. Как происходят реконструкция архетипов при сравнительно-историческом анализе? Попытайтесь реконструировать индоевропейский архетип на основе следующих данных: санскр. bhratar, стар. сл. братръ, греч. frater, лат. frater, др. ирл. brathir.
9. Пользуясь имеющимися пособиями, приведите примеры русско-латинских, русско-английских, русско-немецких, русско-французских фонетических соответствий.
10. Пользуясь знаниями из истории английского (немецкого, французского) языка, этимологии его словарного состава, приведите примеры генетически родственных форм в английском (немецком, французском) и других германских и негерманских языках индоевропейской семьи, которые дают основание судит об их родстве.