Методы воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.
Методы воспитания условно можно разделить на три основные группы:
1. Методы убеждений, которые позволяют формировать мировоззрение воспитанников (внушение, повествование, инструктаж, обращение-призыв и т.д.).
2. Методы упражнений (приучения), с помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, требования, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха и т.д.).
3. Методы поощрения и наказания, которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков (поощрение, похвала, замечание, наказание, создание ситуаций контроля и са
моконтроля, критики и самокритики).
|
|
Методы убеждений
Эти методы являются ведущими в воспитательной работе. Владея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей воспитания. Методы убеждений позволяют оказывать воздействие на знания воспитанниками социальных норм и правил, формировать их мировоззрение.
В качестве конкретных рекомендаций по применению этих методов в практической деятельности педагога нужно отметить еле дующее:
1. Методы убеждений являются эффективными лишь при их систематическом применении.
2. Целесообразно использовать разнообразные формы убеждений (внушение, рассказ, диалог, инструктаж и др.).
Содержание внушения, рассказа, диалога должно быть научным, т.е. объективно излагать факты, связанным с практикой и убедительным, доступным, ярким по форме изложения.
3. Воспитательные воздействия надо направлять не только на понимание воспитанниками предъявляемого содержания, но и на эмоциональное переживание ими этого материала.
4. Эффективность применения методов убеждений во многом определяется личной убежденностью педагога в правильности произносимых им норм и ценностей, т.е. убедить других легче в том, в чем убежден сам.
5. Важно использовать методы убеждений своевременно, ориентируясь при этом на готовность (в первую очередь — физиологическую и мотивационную) воспитанника воспринимать информацию, причем это психофизиологическое состояние готовности
воспитанника должно служить педагогу ориентиром для выбора времени начала и окончания применения конкретного метода убеждения.
|
|
6. Воспитанников следует учить доказывать и отстаивать свою позицию, т.е. желать и уметь использовать свою убежденность в общении с другими.
7. Не следует считать методы убеждений единственными.
В воспитательной работе необходимо сочетать их с другими методами (методами упражнений, поощрений и наказаний).
Методы упражнений (приучения)
Это методы управления деятельностью воспитанников, направленные на формирование единства сознания и поведения, а поскольку процесс такого формирования длительный, то результат применения данных воспитательных методов отсрочен во времени.
Воспитание как процесс интсрнорпзпшш социокультурньж ценностей
Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений.
Педагогическая наука и практика выработали ряд рекомендаций для воспитателей по применению поручений в образовательном процессе.
1. Педагогу следует хорошо знать мотивы участия воспитанников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям.
2. Методы упражнений эффективны только при использовании их с методами убеждений, важно чтобы воспитанники знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно.
3. Положительное влияние на качественное выполнение поручений оказывают предъявляемые воспитанникам образцы поведения и примеры для подражания (в качестве примеров могут выступать поступки исторических личностей, литературных персонажей, самого педагога).
4. От несложных по содержанию дел-упражнений, выполнение которых не представляет больших трудностей, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют все более и более значительных волевых усилий, при этом важно, чтобы определенный уровень морально-волевого напряжения всегда сохранялся.
5. При формулировке поручения необходимо определять воспитаннику степень его личной ответственности за выполнение или невыполнение поручения.
6. Личная ответственность и стремление хорошо выполнить порученное возрастают, если поручение исходит от значимого, авторитетного человека (педагога, родителя, сверстника).
7. Нельзя недооценивать роли коллектива при формулировке индивидуальных и групповых поручений, так как коллектив, с одной стороны, берет на себя часть контроля и оценки выполняемого поручения, а с другой стороны, создает условия для возникнове
ния и проявления соревновательных мотивов достижения у воспитанников.
8. Говорить об эффективности методов упражнений можно только после систематического и длительного их применения.
9. Важно, чтобы при выполнении принятых обязательств воспитанники испытывали положительные эмоции от сознания выполненного долга и личного успеха.
Методы поощрения и наказания
Эти методы педагогического воздействия используются для того, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулировать или сдерживать определенное поведение, развивать навыки самоконтроля и самооценки.
Поощрение — метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следованию общепринятым нормам поведения без использования физического воздействия, лишения ребенка чего-либо, а с помощью положительного подкрепления одобряемого поведения. Формами поощрения являются одобрение, похвала и награда.
Одобрение заключается в действиях и словах, а также в положительном отношении взрослых к детям. Оно служит для создания благоприятной атмосферы в процессе обучения, снимает тревожность, помогает ребенку не чувствовать дискомфорт даже в ситуации ошибки, способствует проявлению упорства и целеустремленности. Одобрение применяется независимо от успешности деятельности ребенка, тем самым доказывая ему, что его ценность для взрослых неизменна.
|
|
Похвала сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Похвала — это устное поощрение. При чрезмерном ее использовании ребенок может ориентироваться не на поступки, а на получение похвалы.
Награда — это поощрение за успех, вещественный подарок. Награду рекомендуется использовать в сочетании с одобрением. В случае чрезмерного увлечения наградами со стороны взрослых, особенно если в качестве таковых выступают деньги, ребенок может начать проявлять манипулятивные тенденции.
Наиболее эффективно в процессе воспитания комплексное использование похвалы, одобрения и награды.
Наказание — метод воспитания, цель которого научить ребенка следовать общепринятым нормам поведения. Метод основан на лишении ребенка чего-либо, ограничении его свободы, физическом воздействии на него и т.п. До 2.6 — 3 лет ребенок еще не может осознать цель наказания, поэтому к нему не стоит прибегать. Ребенок должен воспринимать наказание как результат своих неверных поступков.
Отрицателъные последствия наказания
1. Наказание часто не исправляет, а преображает поведение ребенка.
2. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь, он чувствует себя отвергнутым, что непосредственно сказывается на его психическом развитии.
3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям и педагогам, что приведет к конфликту.
4. Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным, эмоционально незрелым.
5. Наказание может служить ребенку средством привлечения внимания родителей и педагога к себе, и он тогда будет специально совершать проступки, чтобы получить (в данном случае хотя бы негативное) внимание.
6. Наказание неэффективно при обучении, поскольку повышает боязнь ошибок, тревожность, что сказывается на результатах обучения.
|
|
Учитывая негативные стороны применения наказания, его можно избежать с помощью следующих действий: проявлять терпение; объяснять ребенку, почему его поведение считается неправильным; отвлекать внимание ребенка, не доводить до самого проступка.
Если наказание неизбежно, то оно должно быть кратковременным и следовать непосредственно за проступком. Выбор вида наказания определяется возрастом ребенка, типом личности ребенка и родителя или педагога. В целом наказание относится к малоэффективным методам воспитания.
Содержание и направления воспитательного процесса
Формирование основ научного мировоззрения
Научное мировоззрение включает в себя систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Совокупность мировоззренческих идей, объясняющих сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляется в сознании учащихся в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, аксиом и основных понятий изучаемых наук.
Ядро мировоззрения составляют взгляды (принятые в качестве достоверных идей, знания, концепции, которые служат ориентирами вдеятельности и поведении) убеждения (качественно более высокое состояние взглядов, которые человек считает необходимыми, готов их отстаивать и предпринимает волевые усилия для их осуществления).
Взгляды и убеждения тесно связаны с развитым мышлением (теоретическим, диалектическим, творческим), проявлением интеллектуальных чувств (радости познания, веры в истину, любознательности и др.) и волевой целеустремленностью.
Поэтому воспитание мировоззрения — это сложный процесс одновременного развития научного сознания, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и навыков волевых действий.
Формирование мировоззрения в образовательном процессе происходит посредством изучения научных дисциплин и организации практической деятельности учащихся по познанию окружающего мира и себя.
Все учебные предметы имеют две педагогические задачи: прямую (изучение фактов и закономерностей конкретной науки) и косвенную (включение ее положений и законов в целостную систему мировоззрения).
Предметы естественно-математического цикла дают возможность учителю, с учетом возрастных особенностей детей, раскрыть перед ними идею материальности мира природы как диалектически развивающейся, целостной системы.
В процессе изучения предметов общественно-гуманитарного цикла учащиеся овладевают способностью проводить конкретно-исторический анализ при изучении общественных явлений и событий (как исторических, так и современных), учатся обнаруживать противоречия социальных ситуаций, рассматривать противоречия как движущую силу развития.
Знакомство с литературой и искусством позволяет учащимся овладеть специфическим анализом художественного образа, воспитывает способность эстетического отношения к продуктам творчества, развивает эмоционалыю-эмпатичсскос восприятие изучаемого произведения.
Огромную роль в формировании мировоззрения учащихся играет их собственная практическая деятельность по познанию и преобразованию действительности. В первую очередь, это такие виды деятельности, как творческая, трудовая и исследовательская.
Творческая деятельность дает возможность более полно выразить себя, свое отношение к миру. Специфический язык искусства выступает в качестве дополнительного средства не только самовыражения, но и самосознания и самовоспитания.
Трудовая деятельность, участие в производственных отношениях дают возможность воспитаннику убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии со своими убеждениями.
Исследовательская деятельность позволяет развивать диалектическое мышление, творческий потенциал, целеустремленность и настойчивость в познании мира, способность переживать радость познания, стремление к самостоятельному продолжению этого процесса.
В качестве сторон педагогического процесса формирования основ научного мировоззрения выступают экологическое и экономическое воспитание школьников. Цель экологического воспитания — воспитание ответственного и бережного отношения к природе. Формирование экологической культуры осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучеб-ной деятельности.
В педагогических исследованиях по проблемам экологического воспитания обычно определяют следующие основные принципы формирования экологической культуры у учащихся: междисциплинарный подход в экологическом образовании; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального, эмоционального или волевого компонентов в деятельности учащихся; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе и др.
Важно в процессе экологической культуры раскрывать перед школьниками положительные и отрицательные последствия воздействия человека на природу в масштабе конкретного района, региона, страны, мира в целом.
Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В качестве содержания этого процесса выступает комплекс представлений и понятий об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил и производственных отношений, о механизмах хозяйственной деятельности.
Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование таких нравственных и деловых качеств, как общественная активность, предприимчивость, инициативность, бережное отношение к общественному достоянию, ответственность, рационализаторство и др.
Экономическое воспитание в школе осуществляется в процессе изучения основных предметов, специального изучения основ экономики, производственных экскурсий и участия школьников в производственном и общественно полезном труде. Задачи формирования мировоззрения решаются в процессе гражданского, нравственного, трудового, правового и других (сторон) воспитательного процесса.
Наиболее общими критериями сформированности мировоззрения являются (по Б.Т. Лихачеву):
- глубина научных знаний, их целостность, способность объяснить ими сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;
- развитая способность диалектического осмысления действительности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе школьниками новых для них явлений, общественных событий, произведений искусства;
- проявление социальной активности, эмоционально-волевой общественной целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизнь, их пропаганду и защиту.
Гражданское воспитание
Основная цель гражданского воспитания — формирование гражданственности как интегративного качества личности, включающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. На формирование этих качеств влияют объективные условия: особенности государственного устройства, уровень правовой, политической и нравственной культуры в нем, а также субъективные факторы — особенности семейного и общественного воспитания.
Выработанные в обществе идеи, нормы, взгляды и идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для того, чтобы эти нормы стали регуляторами поведения, необходима целенаправленная воспитательная работа. Тогда идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
На протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. В античной педагогике Платон и Аристотель связывали проблемы гражданского воспитания с формированием уважения к государству, законам послушания. Руссо считал, что основу гражданского воспитания составляют свободное развитие личности, создание условий для самовыражения. Наиболее интересной зарубежной теорией гражданского воспитания является теория немецкого педагога Г. Кершентейнера.
Он отмечал необходимость целенаправленного формирования гражданского сознания, знаний истории государства, политической образованности масс. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания рассматривались А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, НА Добролюбовым, АИ. Герценым и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина.
Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В книге ВА Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности. Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью разнообразных форм и методов.
Важную роль в патриотическом воспитании играет:
- организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации и других стран (герба, флага, гимна);
- формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры;
- формирование бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа;
- формирование любви к малой родине;
- воспитание готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства;
- стремление к установлению дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению культуры разных этносов.
Эта работа наиболее эффективна на уроках литературы, истории, родного и иностранного языков, в географии, природоведении, во внеклассной воспитательной деятельности. При этом важно, чтобы изучение национальной и мировой культуры сопровождалось эмоциональной включенностью учащихся.
Нравственное воспитание
Для раскрытия содержания нравственного воспитания важно вспомнить такие понятия, как мораль, этика, нравственность. Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правила. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, обозначающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении — как философская наука, изучающая мораль.
В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведения с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. То есть нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти качества регулируют индивидуальное поведение человека.
В процессе социализации ребенок учится регулировать свое поведение на основе нравственных норм — это правила, требования, определяющие, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек.
Как правило, нравственные идеалы формируются в рамках гуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношение человека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Гуманность — это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку.
Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности; умения понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию; терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти на помощь другому человеку.
Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношения учителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности — морально-этическое просвещение (изучение биографий великих людей, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков).
Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.
Кроме воспитания гуманности важнейшей задачей нравственного воспитания является воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам. Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит ребенка к социальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки является способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения.
Оно включает в себя:
- культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка);
- культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки — дома или в общественных местах, от цели общения —деловое, личное и др.);
- культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой);
- бытовую культуру (воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).
Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
Труд был и остается необходимым и важным средством развития личности. Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.
В общеобразовательной школе решаются следующие задачи трудового воспитания учащихся:
- формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
- развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребностей в творческом труде;
- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости;
- вооружение учащихся разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Содержательную основу трудового воспитания школьников составляют такие виды труда, как учебный, общественно полезный, производственный труд.
Учебный труд может быть умственным или физическим. Умственный труд требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Большое значение имеет формирование привычки к повседневному умственному труду. Физический труд осуществляется на уроках школьного обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках, где создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, уважения к людям и результатам их деятельности.
Общественно полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, домашний труд), работу во время школьных каникул в школьных строительных отрядах, лесничествах и т.п.
Производственный труд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда учащиеся вступают в производственные отношения, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде.
Можно выделить следующие основные педагогические условия трудового воспитания:
1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны на ходить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспита ния детей.
2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их
возраста, индивидуальных интересов и потребностей.
3. Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого неследует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил — трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.
4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся задело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.
5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в группах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.