Адаптация — постоянный процесс активного приспособления человека к окружающей (прежде всего социальной) среде.
Аксиология — философское учение о ценностях; аксиологический — имеющий ценностное значение.
Активность — деятельностное состояние живых существ, являющееся важнейшим условием их существования.
Алгоритм — предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой задачи, принадлежащей к некоторому классу.
Амбивалентностъчувств— двойственность, противоречивостьнесколь-ких, одновременно испытываемых эмоциональных состояний.
Антропологизм — концепция, утверждающая взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам.
Антропология — наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека.
Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта и от содержания деятельности человека.
Архетип — центральное понятие аналитической психологии Юнга. Представляет собой образы, отражающие содержание культуры данного общества, которые передаются от поколения к поколению и скрыты в коллективном бессознательном.
|
|
Ассоцианизм — первая психологическая школа, возникшая в XVIII в. Объясняла происхождение всех психических процессов принципом ассоциации.
Ассоциация — связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.
Астения — состояние психической слабости, проявляющееся в повышенной утомляемости, снижении работоспособности, неустойчивости настроения.
Бессознательное — совокупность психических процессов и состояний, в существовании которых и влиянии на свою активность субъект не отдает себе отчета.
Биогенетический закон — закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение межцу этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.
472 Часть //. Психология
Бихевиоризм — психологическое направление, отрицающее сознание как предмет исследования и сводящее психику к различным формам поведения.
Высшиепсихическиефункции—сяожные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительной особенностью ВПФ является их опосредованный характер и произвольность.
Герменевтика — теория истолкования и понимания текста. Метод разъяснения основывается на объективных основаниях (главным образом значении слов) и субъективных, т.е. переживаниях и намерениях авторов.
Гешталътпсихалогия —психологическое направление, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам.
|
|
Глубинная психология (психоанализ)—ряд,психолошческих школ, придающих решающее значение в организации человеческого поведения бессознательным, расположенным в слоях психики мотивам (влечениям, желаниям).
Гуманистическаяпсихология— психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту.
Дедукция — вывод по правилам логики; цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логического следования.
Детерминизм — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.
Дидактика — раздел педагогики, в котором излагаются теоретические основы образования и обучения.
Душа — понятие, отражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику животных и человека.
Знак — предмет или явление, служащее представителем другого предмета или явления.
Идентификация — уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.
Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая, индивидуально-специфическая система психологических средств и способов выполнения деятельности.
Индукция — логическое рассуждение, двигающееся от утверждений менее общего характера к утверждению более общего характера.
Инновационная деятельность учителя — социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.
Инсайт — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, на основе которого достигается осмысленное решение проблемы.
Глоссарий 473
Интеллект — относительно устойчивая система умственных действий, операций и способностей, определяющая когнитивный стиль субъекта, направленная на формирование адекватной схемы окружающего мира и об-раза-Я.
Интенционалъностъ — направленность (устремленность) сознания на предмет.
Интериоризация — формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению внешнего опыта, переданного другими в виде сообщения или формы поведения.
Интуиция — способность непосредственного постижения истины. Интеллигибельная интуиция предполагает, что такое постижение возможно только на основе рассудка, разума.
Катарсис — эмоциональное потрясение, вызывающее состояние внутреннего очищения, разрядки.
Когнитивная психология — психологическое направление, рассматривающее психику как систему, предназначенную для переработки информации.
Компенсация — возмещение, уравновешивание деятельности плохо развитых или нарушенных психических функций путем использования высокоразвитых или сохраненных функций.
Креативность — творческие способности человека, проявляющиеся в разных сферах деятельности и характеризующие его личность.
Мотив — побуждение к деятельности, связанное со стремлением к удовлетворению потребности.
Надсознателъное — не поддающийся сознательному контролю и регуляции уровень психики, связанный с решением творческих задач.
Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, независимо от мотивации и способа этого приобретения — целенаправленного или стихийного.
Одаренность — качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности.
Онтогенез — процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства.
|
|
Педагогика — наука о воспитании и обучении человека, раскрывающая цели и закономерности этих процессов.
Педология — комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориенти-рованный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.
Персонализм — направление в психологии, созданное В. Штерном, считающее предметом исследования целостную личность как особую первичную реальность.
Перцепция (восприятие) — процесс непосредственного и активного отражения объектов.
Позитивизм — научное направление, доказывавшее, что источником истинного знания являются эмпирические, конкретные науки, имеющие
474 Часть II. Психология
объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основатель — О. Конт, а также Д.С. Милль и Г. Спенсер.
Познавательные (когнитивныепроцессы) — психические процессы, отражающие различные стороны действительности в виде образов или представлений (восприятие, память), которые впоследствии преобразуются при помощи мышление и воображения. Эти процессы являются инструментами познания окружающего мира, картина которого создается на основе полученных познавательными процессами данных.
Психоанализ — метод исследования глубинных, бессознательных структур психики.
Психодинамические качества — понятие, связывающее свойства нервной системы, обусловленные динамикой ее функционирования, с психологическими качествами личности — тревожностью, агрессивностью, общительностью и т.д.
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.
Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рационализм — концепция, объясняющая происхождение знания из данных, полученных мышлением. При этом знания о частных предметах формируются у человека на основе ощущения и восприятия, но знания о всеобщих закономерностях и понятиях могут быть получены (или извлечены) только из разума или при его помощи.
|
|
Рекапитуляции теория — теория С. Холла, распространившая биогенетический закон и на психическое развитие детей. Эта теория доказывала, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза.
Рефлекс — закономерная ответная реакция организма на раздражитель, опосредованная деятельностью мозга.
Рефлексия (интроспекция, самонаблюдение) — процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний. Рефлексия является одним из первых методов исследования психики.
Речь эгоцентрическая — речь, внешняя по форме и внутренняя по содержанию, т.е. обращенная к себе.
Сензитивностъ — повышенная чувствительность живого существа к происходящим с ним событиям. Существующие в онтогенезе сензитивные периоды обеспечивают оптимальную отзывчивость на определенное воздействие, выражающееся в быстром росте соответствующей функции (восприятия, речи и т.д.).
Сенсорика (ощущения) — непосредственное и активное отражение отдельных свойств и качеств предметов.
Сенсуализм — концепция, объясняющая происхождение всех видов знания из данных, полученных органами чувств. При этом ощущение, восприятие и память являются основой знаний о частном (единичных предметах или ситуациях). Обобщение этого первичного знания с по-
Глоссарий 475
мощью мыслительных операций приводит к формированию понятий, знания о всеобщем.
Социализация — процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.
Социалънаяситуацияразвития— специфическаядлякаждого возрастного этапа система отношений ребенка с окружающим миром, отраженная в его переживаниях.
Способностям—индивидуально-психологическиеособенности, обусловливающие легкость и быстроту обучения.
Схоластичность— случайность, вероятностьпедагогического процесса, характер изменения которого во времени точно предсказать невозможно.
Тест — стандартизированная система заданий, позволяющая быстро и объективно измерить уровень развития определенного психологического качества. Выделяют тесты интеллекта, тесты одаренности (креативности), тесты достижений и личностные тесты.
Технология — совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов.
Трансфер — применяемый в психоанализе термин, обозначающий перенос на психотерапевта эмоционального отношения пациента к значимым для него людям, прежде всего родителям.
Установка — бессознательная готовность человека действовать определенным образом и в определенном направлении.
Филогенез — процесс возникновения и исторического развития психики животных и человека.
Фрустрация — психическое состояние человека, вызванное трудностями (объективными или субъективными), возникающими в процессе достижения цели.
Эмпиризм — концепция, доказывающая, что истинная картина мира формируется на основе опытного знания.
Эмпирический — основанный на опыте.
Этология — наука об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.
Я-коицепция — относительно устойчивая, дифференцированная и более или менее осознанная система представлений о самом себе.
Учебное издание
ЛюбовъАлексеевна Григорович, Татьяна Давыдовна Марцинковская