Количество и температура выпускных газов главных двигателей зависят от режима их работы. Во время стоянки судна выпускные газы отсутствуют, что вызывает неравномерность в работе утилизационных котлов, и не позволяют заменить ими полностью вспомогательные котлы. Поэтому на теплоходах, как правило, устанавливают одновременно утилизационные и вспомогательные котлы. Обычно тип утилизационного котла соответствует типу вспомогательного. На речных судах эксплуатируются утилизационные котлы типа КУВ-75 и КУВ-100 (Котёл Утилизационный Водогрейный) с поверхностями нагрева 75м² и100м² соответственно.
Принципиальная схема двухходового огнетрубного котла.
ПВ- питательная вода
НП- насыщенный пар
ДГ- дымовые газы
1 - трубные доски
2 - входной патрубок
3 - газоперепускная заслонка
4 - выходной патрубок
5 - вертекальные трубы