Деловая игра «Супружеский конфликт» [2]
Цель игры. Ознакомить студентов с одним из вариантов супружеских конфликтов, определить их виды и попытаться найти возможные варианты решения супружеских конфликтов подобного типа.
Участники игры:
1. Муж – работник бюджетной сферы, вынужденный постоянно искать дополнительный заработок, так как основной зарплаты на содержание семьи не хватает.
2. Жена – также работница бюджетной сферы, вынужденная постоянно отпрашиваться с работы, так как в основном ей одной приходится вести все домашнее хозяйство: стирать, готовить, ходить за покупками, отводить и приводить двоих детей в детский сад и т. д.
Игровая ситуация. Муж приходит позднее обычного домой. Сегодня он закончил очередную «левую» работу и получил за нее деньги. Он в хорошем настроении и слегка навеселе. Жена устала и обижена на мужа. Возникает конфликт. Жена обвиняет мужа в том, что он совершенно не думает о семье, что у него своя личная жизнь, а она за своими семейными заботами ничего хорошего в этой жизни и не видит. Муж оправдывает свои частые задержки на работе тем, что стремится больше зарабатывать денег именно для семьи. Взаимные обвинения приобретают явно эмоциональную окраску.
Порядок проведения игры:
1. Распределить студентов по парам с соответствующими ролями: «муж» – «жена» (желательно, чтобы в каждую пару входили девушка и юноша).
2. На первом этапе игры каждый из «супругов» играет соответственно роль мужа и жены, оправдывая свои действия, предшествовавшие конфликту.
3. На втором этапе каждый из «супругов» письменно излагает свои варианты решения конфликтной ситуации.
4. На заключительном этапе оба «супруга» находят единое взаимоприемлемое решение конфликта и подробно его описывают.
5.Необходимо также определить тип супружеского конфликта, причины его возникновения и другие возможные варианты решения данного конфликта.
Разыгрывание ролей подходит для тем, связанных с:
а) взаимоотношением людей;
б) влиянием на собственное поведение;
в) общими социальными проблемами;
г) решением проблем;
д) разработкой кодекса поведения;
е) влиянием профессиональных действий на других людей.
Описание процесса:
1) представление роли;
2) инструктаж и «стимулирование» игроков и наблюдателей;
3) выполнение роли;
4) наблюдение и высказывание соображений игроками инаблюдателями;
5) если необходимо, вторичное исполнение роли, которое следует после наблюдения и высказывания соображений;
6) выводы и оценка.
Шаги по разработке роли:
1)сформулируйте цель (цели) для разыгрываемой роли;
2) изучите характеристики целевой группы:
- состав группы;
- начальные знания тем;
3) выберите общее содержание;
4) придумайте соответствующий случай или событие;
5) составьте различные роли;
6) разработайте задания по наблюдению;
7) запишите сценарий разыгрывания ролей:
- ситуация;
- описание ролей;
- задания по наблюдению;
8) проверьте сценарий:
- цель (цели);
- характеристики целевой группы;
- представление сути;
- логическую взаимосвязь между целью (целями), содержанием, описаниями ролей и заданиями по наблюдению.