Основные канонические тексты новозаветной религии: четыре Евангелия, «Деяния апостолов», послания апостолов и «Откровение Иоанна Богослова» составляют вторую часть Библии: «Новый завет». Эти тексты, конечно, не избежали участи всех на свете религиозных канонов: они были с разных позиций объяснены всевозможными истолкователями, что и привело, по прошествии веков, к возникновению разных направлений христианства. Два основных направления окончательно были оформлены после так называемой «великой схизмы» 1054 г., когда высшие иерархи Восточной и Западной церквей, публично предав друг друга анафеме, поставили, так сказать, логическую точку в истории многолетней скрытой вражды церквей. Отныне православная (Восточная) христианская Церковь и католическая (Западная) заняли официально враждебную позицию по отношению друг к другу. Пятью столетиями позже сформировались десятки других христианских конфессий, в результате целого ряда антикатолических религиозных войн в Европе. Этому мятежному религиозному движению, вождями которого были Гус, Виклиф, Лютер, Кальвин и др., историческая наука дала наименование протестантизм.
Параллельно этим процессам размежевания как западное, так и восточное христианство в течение веков оказывали колоссальное влияние на эволюцию духовной культуры своих народов и стран. Пути этой эволюции далеко не всегда были путями духовного прогресса; такие факты истории как крестовые походы, торговля индульгенциями, борьба между императорами и папами, костры инквизиции с одной стороны и рабское преклонение перед светскими деспотами с другой, ¾ отнюдь не говорят в пользу однозначно благодатного воздействия Церкви на паству по обе стороны конфессиональных баррикад. Толкователи учения Христа далеко не сразу могли понять и применить на благо огромное духовное богатство Его учения.
Моральный максимализм Христа (обращённый, надо думать, не только к ученикам), имел весьма неоднозначные последствия как в католической, так и в православной традиции. В исторических условиях он не мог привести к чему-то иному, чем к многочисленным, профанирующим христианство компромиссам, с одной стороны, и с другой ¾ к резкому разграничению земного и небесного, греха и праведности, телесного и духовного. Значение греха, фатальный смысл греха здесь всячески подчёркиваются. Отсюда опасность (в недалёком будущем ставшая реальностью) прийти к полному жизнеотрицанию, безнадёжно-скептическому взгляду на природу человека. В наибольшей степени эта опасность реализовалась в гностицизме и манихейских ересях; к этому же мировоззрению был весьма близок и раннесредневековый католицизм.
Долгими и тернистыми путями шло христианство, но, не смотря на тяжёлые времена кризисов и потрясений (доходивших иногда и до разгрома церквей, как это было в революционной Франции и большевистской России), благотворная духовная роль этого учения в Истории ¾ несомненна. Культуру Европы и России сейчас невозможно себе представить без одухотворяющей роли этого учения.
Контрольные вопросы
¾ Почему возникли споры о личности Христа, и как они были разрешены постановлениями Никейского и Халкидонского соборов?
¾ Каким образом Христос модифицирует ветхозаветные заповеди в Нагорной проповеди?
¾ В чём смысл трёх-ипостасности Божества?
¾ Что известно об Основателе христианства?
¾ Как называются три основные христианские конфессии?
¾ Какие книги включены в Новый завет?
¾ Каков символический смысл распятия Христа?
¾ Каков символический смысл воскресения Христа?
¾ Что такое евхаристия?
¾ Назовите известные Вам страны, где преобладающей конфессией являются католицизм, православие, либо одна из форм протестантизма.
==========================================================
Т Е С Т Ы
1. Правитель, сделавший христианство официальной религией Рима:
а) Константин Великий;
б) Корнелий Сулла;
в) Октавиан Август;
г) Катон Старший.
2. Слово «монотеизм» означает:
а) всебожие;
б) многобожие
в) единобожие
г) науку о божественном
3, Десять заповедей Ветхого завета получил:
а) Авррам в Уре халдейском;
б) Моисей на горе Синай;
в) Самсон в гостях у Далилы;
г) Ной на горе Арарат.
4. «Декалог» ― это:
а) сборник священных песнопений;
б) проповедь Иисуса Христа;
в) Ветхий Завет;
г) Десять заповедей.
5. Город, где родился Иисус Христос:
а) Вифлеем;
б) Назарет;
в) Иерусалим;
г) Иерихон.
6. Понтий Пилат – это:
а) царь Иудеи;
б) прокуратор Рима в Иудее;
в) римский поэт;
г) еврейский философ.
7. Три основных течения в христианстве:
а) вадржаяна, махаяна, хинаяна;
б) сунниты, шииты, суфии;
в) православие, католицизм, протестантизм;
г) манихеи, ариане, монофизиты.