Глоссарий. Авторитаризм —антиправовая, антидемократическая концепция и практика властвования насильственными средствами единоличным правителем или правящей верхушкой

Авторитаризм — антиправовая, антидемократическая концепция и практика властвования насильственными средствами единоличным правителем или правящей верхушкой. В условиях господства авторитаризма социальные конфликты, возникающие в обществе подавляются насилием, в том числе вооруженным.

Автокоммуникация — постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.

Акцентуация — чрезмерная выраженность стремления человека приписывать ответственность за особенности и результаты своей деятельности (конфликтной) внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип) либо собственными особенностями поведения (интернальный тип).

Арбитраж — специальный орган рассмотрения трудовых споров.

Арбитры (третейские судьи) избираются из числа авторитетных лиц в целях выработки рекомендаций по урегулированию разногласий.

Блеф — тактический прием конфликтного противоборства; формирование у оппонента убеждения в том, что вторая сторона обладает значительными силами и средствами, которых на самом деле нет или их мало.

Бунт — острая, открытая форма межгруппового конфликта; стихийное, неорганизованное выступление народных масс в защиту своих интересов против несправедливости.

Внутригрупповой конфликт — столкновение, разногласие между личностью и группой, вызванное различиями индивидуальных и общих интересов.

Внутриличностный конфликт — внутреннее противоборство человека как следствие автокоммуникации; необходимость выбора между желаем и должным, выгодным и опасным, кризис мотивов или их реализацией.

Война — самая острая, жестокая форма специального конфликта, затрагивающая все сферы жизнедеятельности общества.

Границы конфликта — внешние пределы в пространстве и во времени относительно социальной системы, в масштабах которой возникает и развивается конфликтное столкновение.

Диагностика конфликта — знание основных параметров конфликта с целью управленческого влияния на противостоящие стороны: состава участников, объекта разногласий, остроты противоречий, "сценария" развития взаимодействия.

Динамика конфликта — ход развития, изменение конфликта действующих на него факторов и условий.

Деструктивный конфликт (разрушительный) — возникает, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции или стремится психологически подавить партнера.

Завершение конфликта — устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.

Избегание (уклонение) — стиль поведения в конфликтной ситуации предполагает уход от ответственности за решение.

Инцидент — повод (происшествие), используемый враждующими сторонами для перевода конфликтной ситуации в конфликт.

Источники конфликта — стечение неблагоприятных жизненных обстоятельств, воздействующих на людей, проблемы трудовой мотивации, различия в темпераментах, возрасте, жизненном опыте и т.п.

Карта конфликта — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.

Консенсус — общее согласие со спорным вопросом; метод принятия решения посредством сотрудничества.

Конструктивный конфликт — конфликт, положительно влияющий на структуру, динамику и результативность социально-психологических и организационных процессов, служащих источником самосовершенствования и саморазвития личности и группы.

Конфликт — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций двух или нескольких сторон.

Конфликтная ситуация — наличие противоречивых позиций сторон по какому-либо поводу, условие возникновения конфликта.

Конфликтология — наука о причинах, формах, структуре, динамике и путях решения конфликтов.

Конформизм — приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д.

Критическая точка конфликта — период наивысшей интенсивности конфликта, после которого уровень конфликтного соперничества снижается.

Круглый стол — публичное обсуждение спорных проблем, предполагающее равные возможности для его участников.

Латентный конфликт (скрытый) — особый случай конфликта, основанный на противоречиях более глубоких, чем в своих внешних проявлениях. (Пример: в НИИ ведется полемика по научной работе, но за ней скрывается.борьба между претендентами на высокую должность).

Локальный конфликт — противоборство, в которое вовлечена часть персонала организации либо трудовых ресурсов отдельной отрасли хозяйства из-за разногласий по поводу условий труда, социальной защиты работников, введение новых или существенных изменений действующих правил и инструкций.

Медиатор — посредник, миротворец.

Межличностный и межгрупповой конфликт — столкновение индивида (индивидов) с группой и групп между собой.

Митинг — массовое собрание, одна из форм урегулирования коллективных трудовых споров, социальных конфликтов.

Объект конфликта — конкретная материальная ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Переговоры — способ преодоления конфликтного противоречия; заинтересованный диалог оппонентов с целью урегулирования конфликта.

Предмет конфликта — основная" причина конфликта; проблема, требующая своего решения.

Примирительные процедуры — условия и методы (согласительная комиссия, посредничество, арбитраж) урегулирование социально-трудового конфликта.

Приспособление — стиль поведения в конфликтных ситуациях, способ разрешения конфликтов; полное признание условий, продиктованной лидирующей стороной.

Профилактика конфликта — осуществление руководством организации предупредительных мер по предотвращению конфликта.

Разрешение конфликта — завершение конфликтного столкновения по доброй воле его участников, достижение ими определенного согласия по спорной проблеме.

Рациональный конфликт — вид конструктивного конфликта, оказывающего положительное влияние на организацию. При этом каждый сотрудник прилагает максимум усилий для достижения общих целей.

Соперничество — стратегия поведения в ситуации конфликта, суть которой в упорном отстаивании субъектом своих интересов в ущерб интересам других.

Сотрудничество — стратегия поведения в ситуации конфликта, ориентированная на совместный поиск решений, удовлетворяющий интересы всех сторон.

Социально-трудовой (производственный) конфликт — столкновение, разногласие отдельных лиц и групп, вызванное несовпадением частных и общих интересов, несовместимостью мотивов и целей.

Структура конфликта — совокупность элементов конфликтного столкновения (основная причина, непосредственные участники, социальная среда).

Управление конфликтами — целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях.

Урегулирование конфликта — приведение сторон конфликтного взаимодействия к примирению путем переговоров, участие посредников арбитражного вмешательства.

Эскалация конфликта — развитие конфликта "по вертикали", нарастание его остроты и размаха, связанное с обострением конфликтных отношений.

Приложение 1

Цель -закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях.

Задание: Разрешить проблемную ситуацию.

Порядок выполнения работы:

1. Ознакомится с проблемной ситуацией;

2. Выявить причины конфликта.

3. Проанализировать последствия конфликта для компании.

4. Подготовить проект разрешения конфликтной ситуации.

Ситуация: Фирма «Алмаз», занимается реализацией драгоценных украшений, активно расширяет сеть своих ювелирных салонов. Восьмой салон через месяц открывается в провинциальном городе N. Это отдельно стоящее одноэтажное здание с благоустройством и минипарковкой. Именно с благоустройством территории у компании и возникли проблемы.

Руководство компании решило заасфальтировать территорию вокруг здания. Для выполнения этой работы была приглашена фирма «Автострой». Нужно сказать, что данная компания является монополистом в этом городе. Работники «Автострой» работали за 50% авансовой выплаты и за 5 дней выложили асфальт. Руководство «Алмаз» приехало принимать работу и ужаснулось. Покрытие территории вокруг офиса представляло собой плохо укатанную асфальтовую крошку с заплатками. Естественно, работу фирма не приняла. Представителей «Автострой» возмутил такой исход. Они говорили о том, что весь асфальт в городе делали они, и что работа выполнена качественно. На непоколебимость фирмы «Алмаз» в своей оценке «Автострой» прореагировал тем, что через полчаса пригнал технику и собрал весь выложенный асфальт, а его руководитель предприятия пригрозил опубликовать во всех местных газетах негативные статьи о магазине драгоценных украшений. И не обманул. Управляющий новым салоном активно начал обзванивать все местные редакции через несколько дней – в одной из них лежала на рассмотрении «разгромная» статья. Однако в результате переговоров удалось убедить редактора в неправомерности публикации информации об «Алмазе».
Через несколько дней в городе появилась газета (по-видимому, выпускаемая самим же «Автостроем») со статьей на первой полосе следующего содержания:

««Автострой» свою работу сделал добросовестно и в срок…. Более того, в процессе укладки асфальта возникли непредвиденные сложности. Выяснилось, что площадь асфальтируемой территории несколько увеличилась. За свой счет ООО «Автострой» заасфальтировал обнаружившийся небольшой кусок. Множество огрехов старого покрытия пришлось дорожникам исправлять также бесплатно… Причем руководство «Алмаза» во время работ ни разу не сделали замечаний. Все вроде бы шло нормально. Но на днях приехал представитель «Алмаза» из головного офиса и, очевидно, решил показать себя истинным оценщиком сделанных работ. В общем, он был крайне недоволен… «Алмаз» оказалась ненадежным партнером. В результате, почему бы не задаться вопросом: а будут ли горожане покупать здесь драгоценные изделия. В общем, как говорил поэт: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно»…».

Приложение 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: