№
| Тема занятия
| Содержание занятия
| Кол-во часов
|
| VI семестр
|
| |
1.
| Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения.
| Современные проблемы гигиены и экологии человека. Междисциплинарный и межсекторальный характер сотрудничества в профилактической медицине при реализации программ укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционпой природы. Основные научно-исследовательские учреждения, их роль в развитии гигиенической науки и в международном сотрудничестве в этой области. Основы законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рационального природопользования. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Основные положения Национального плана действий по гигиене окружающей среды.
|
|
2.
| Гигиена воздушной среды. Климат и здоровье человека. Гигиенические аспекты акклиматизации.
| Физические свойства воздуха и их значение для организма (температура, влажность, барометрическое давление и скорость движения воздуха). Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Климат, определение понятия. Влияние климата на здоровье и работоспособность. Акклиматизация и ее гигиеническое значение. Особенности акклиматизации в условиях Крайнего Севера, аридной зоны, высокогорья, сухих и влажных субтропиков. Особенности труда, быта, жилища, одежды, обуви, питания, закаливания в различных климатических районах, их значение в акклиматизации и формировании здорового образа жизни. Использованием климата в лечебно-оздоровительных целях.
|
|
3.
| Солнечная радиация и ее биологическое действие.
| Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Световой климат. Гигиеническая характеристика инфракрасной, ультрафиолетовой и видимой частей солнечного спектра. Биологическое действие ультрафиолетовой части солнечного спектра в зависимости от длины волны. Ультрафиолетовая недостаточность, ее проявление и профилактика. Искусственные источники ультрафиолетовой радиации, их гигиеническая характеристика.
|
|
4.
| Модуль «Гигиена воздушной среды»
| 1. Устный опрос пройденного материала на цикле;
2. Тестовый контроль степени усвоения проработанного на цикле материала;
3. Решение ситуационных задач.
|
|
5.
| Гигиена воды и водоснабжения населенных мест.
| Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления для населения. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболеваний, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного характера. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном и местном водоснабжении. Санитарная характеристика централизованной и нецентрализованной системы водоснабжения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения.
|
|
6.
| Методы улучшения качества воды.
| Централизованная система водоснабжения, основные методы очистки питьевой воды: осветление, обесцвечивание, коагуляция, отстаивание, фильтрация; обеззараживание (хлорирование, озонирование, УФ-облучение и др.). Специальные методы улучшения качества питьевой воды (фторирование, дефторирование, дезодарация, дезактивация, обезжелезивание, опреснение и др.). Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения. Санитарная охрана водоемов и прибрежных морских вод, используемых для рекреационных, оздоровительных и лечебных целей. Законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения.
|
|
7.
| Модуль «Гигиена водоснабжения»
| Устный опрос пройденного материала на цикле;
Тестовый контроль степени усвоения проработанного на цикле материала;
Решение ситуационных задач.
|
|
8.
| Понятие о рациональном питании.
| Особенности рационального (здорового) питания различных групп населения: детей и подростков, пожилых людей и долгожителей, беременных и кормящих матерей, работников умственного труда, спортсменов, лиц, проживающих в условиях неблагоприятных климатических и экологических воздействий. Методы оценки адекватности питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья. Критерии оценки пищевого статуса.
|
|
9.
| Методы оценки полноценности питания населения. Составление меню-ракладок и их гигиеническая оценка.
| Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение. Жиры животного и растительного происхождения, их источники, роль в питании человека. Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Понятие о рафинированных продуктах и «защищенных» углеводах. Пищевые волокна, их роль в питании и пищеварении.
|
|
10.
| Гигиеническая оценка витаминной ценности питания. Профилактика а- и гиповитаминозов.
| Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика.
Минеральные соли, их источники, гигиеническое значение. Макро- и микроэлементы. Кислотно-основное состояние организма.
|
|
11.
| Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения.
| Качество и безопасность пищевых продуктов. Понятие о доброкачественных, недоброкачественных и условно-годных продуктах. Контаминанты пищевых продуктов Молоко и молочные продукты, их пищевая ценность и значение в питании. Мясо и мясные продукты. Инфекционные болезни животных, передающиеся человеку через мясо, их профилактика. Значение яиц в питании человека. Понятие о доброкачественных, недоброкачественных и условно-годных продуктах. Контаминанты пищевых продуктов.
|
|
12.
| Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения.
| Зерновые продукты, их пищевая ценность и значение в питании. Пищевая ценность хлеба. Овощи, фрукты и ягоды, их пищевая ценность. Сахар, кондитерские изделия, их ценность. Мероприятия по обеспечению пищевой, биологической ценности и доброкачественности пищевых продуктов. Обогащение продуктов питания биологически активными веществами. Методы консервирования пищевых продуктов.
|
|
13.
| Пищевые отравления микробной этиологии. Медицинский контроль за организацией питания в общественных и лечебных учреждениях.
| Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы. Токсикоинфекции различной этиологии. Ботулизм, стафилокковый токсикоз. Микотоксикозы: эрготизм, фузариозы, афлатоксикозы. Роль пищевых продуктов в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии. Профилактика пищевых отравлений и инфекций. Роль лечащего врача в расследованиях пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий. Гигиенические требования к планировке, оборудованию, режиму, эксплуатации пищеблоков ЛПУ. Гигиенические основы организации лечебного питания. Личная гигиена персонала.
|
|
14.
| Заболевания, обусловленные недоброкачественной пищей. Пищевые отравления немикробной природы.
| Пищевые отравления немикробной природы: продуктами, ядовитыми по своей природе, продуктами, содержащими химические вещества в количествах, превышающих ПДК. Отравления продуктами, временно или частично приобретающими ядовитые свойства (соланин картофеля, ткани и органы рыб). Сорняковые токсикозы. Отравления неорганическими соединениями (медь, цинк, нитраты и др.) Пестициды как возможная причина острых и хронических пищевых отравлений.
|
|
15.
| Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены.
| Личная гигиена как часть общественной гигиены. Гигиена тела и кожи. Функциональное значение кожи, пути ее загрязнения. Гигиена зубов и полости рта. Средства по уходу за зубами и кожей. Влияние нервно-эмоциональных факторов и стрессовых нагрузок на здоровье. Аутотренинг. Сон, его продолжительность, условия для полноценного сна. Рациональное индивидуальное питание человека. Основы психогигиены, значение психологической адаптации человека в коллективе, семье, в различных возрастных периодах. Социально-гигиеническое значение вредных привычек. Гигиенические требования к одежде и обуви. Свойства натуральных и искусственных материалов (пористость, теплопроводность, воздухопроницаемость, влагоемкость, электризация, химическая стабильность) и их гигиеническое значение. Современные моющие синтетические вещества и средства бытовой химии, бытовая техника, их гигиеническая характеристика, профилактика вредного действия.
|
|
16.
| Модуль «Гигиена питания».
| 1. Устный опрос
2. Тестовый контроль
3. Решение ситуационных задач
|
|
| VII семестр
|
| |
1.
| Влияние вредных производственных факторов на здоровье. Производственные вредности и профессиональные болезни.
| Основы охраны труда работающих. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве: технологические, санитарно-технические и лечебно-профилактические. Гигиеническое нормирование факторов производственной среды. Средства индивидуальной защиты. Лечебно-профилактическое питание рабочих. Гигиенические требования к санитарно-техническим устройствам на промышленных предприятиях (вентиляция, освещение, отопление и др.).
Микроклиматические условия в различных производственных помещениях. Профессиональные вредности в горячих цехах. Профессиональные вредности при работе на открытом воздухе
|
|
2.
| Основы физиологии труда.
| Труд умственный и труд физический. Изменения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомление и переутомление, перенапряжение и их профилактика. Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.тВлияние условий труда на состояние здоровья промышленных рабочих. Гигиена умственного труда. Профилактика заболеваний, связанный с высоким уровнем нервно-психического напряжения, интенсификацией производственных процессов. Организация и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
|
|
3.
| Гигиеническая оценка промышленной пыли.
| Промышленная пыль. Профессиональные заболевания, связанные с работой на производстве с высокой запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика. Силикоз и силикатозы. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве. Изменение технологии производственного процесса. Промышленная вентиляция (аэрация, естественная и искусственная вентиляция на производстве). Кондиционирование воздуха.
|
|
4.
| Оценка токсичности промышленных ядов на организм.
| Профессиональные отравления. Общие закономерности действия промышленных химических веществ. Острые и хронические отравления. Профессиональные отравления оксидом углерода, сернистым газом, окислами азота, свинцом, ртутью, бериллием, органическими растворителями. Меры профилактики. Гигиеническое нормирование допустимого содержания токсических веществ в воздухе производственных помещений.
|
|
5.
| Производственный и бытовой шум и его влияние на организм Гигиеническое значение производственной вибрации Электромагнитное излучение.
| Классификация шумов по спектральному составу. Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Шумовая и вибрационная болезни. Меры предупреждения вредного воздействия шума и вибрации Производственные источники вибрации. Электромагнитные поля токов промышленной частоты и радиочастот, биологическое действие и профилактика вредного воздействия. Лазерное излучение, характер биологического действия и профилактика вредного воздействия.
|
|
6.
| Радиационная безопасность при работе с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений
| Ионизирующее излучение. Биологическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения (альфа-, бета-, гамма-, рентгеновского). Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность. Нормы радиационной безопасности. Использованием радиоактивных веществ в открытом и закрытом виде. Принципы защиты от внешнего и внутреннего ионизирующего облучения. Дозиметрический контроль.
|
|
7.
| Гигиена детей и подростков
| Основные проблемы гигиены детей и подростков. Закономерности роста и развития детского организма как основа нормирования среды обитания детей и подростков. Принципы нормирования факторов окружающей ребенка среды. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем детского организма. Состояние здоровья детей и подростков. Влияние экологических, социально-гигиенических и внутришкольных факторов на состояние здоровья. Школьные болезни, причины, профилактика. Показатели индивидуального здоровья детей и здоровья детских коллективов. Группы здоровья. Физическое развитие как показатель здоровья ребенка. Методы оценки физического развития (сигмальный, регрессионный, центильный и др.). Оценка уровня биологического развития комплексными методами. Акселерация, ретардация, децелерация. Социально-гигиеническое значение изменения темпов возрастного развития.
|
|
8.
| Гигиенические требования к планировке и оборудованию лечебно-профилактических учреждений разного профиля
| Основные задачи больничной гигиены. Современные гигиенические проблемы больничного строительства. Гигиенические требования к размещению больниц и планировке больничного участка. Системы застройки больниц, зонирование больничного участка.
Гигиенические требования к планировке и оборудованию приемного отделения, палатной секции, лечебно-диагностических отделений (операционного блока, рентгенологических и радиологических отделений).Планировка и режим работы в терапевтическом, хирургическом, детском, акушерском и инфекционном отделениях больниц. Система санитарно-гигиенических мероприятий по созданию охранительного режима и благоприятных условий пребывания больных в лечебном учреждении.
|
|
9.
| Санитарный акт обследования лечебно-профилактического учреждения
| Студенты проводят санитарно-гигиеническую оценку лечебно-профилактических учреждений, оценку микробного загрязнения воздушной среды в лечебно-профилактических учреждениях, с последующим написанием акта обследования
|
|
10.
| МОДУЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ
| 1.Устный опрос
2.Тестовый контроль
3.Решение ситуационных задач.
|
|
Итого
|
|