Лабораторно-практические занятия

Тема занятия Содержание занятия Кол-во часов
  VI семестр    
1. Влияние факторов окружающей среды на жизнедеятельность населения. Современные проблемы гигиены и экологии человека. Междисцип­линарный и межсекторальный характер сотрудничества в профилактиче­ской медицине при реализации программ укрепления здоровья населения и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционпой природы. Основные научно-исследовательские учреждения, их роль в развитии гигиенической науки и в международном сотрудничестве в этой области. Основы законодательства РФ по вопросам здравоохранения и рацио­нального природопользования. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Основные положения Национального плана действий по гигиене окружающей среды.  
2. Гигиена воздушной среды. Климат и здоровье человека. Гигиенические аспекты акклиматизации. Физические свой­ства воздуха и их значение для организма (температура, влажность, баро­метрическое давление и скорость движения воздуха). Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значе­ние. Климат, определение понятия. Влияние климата на здоровье и работоспо­собность. Акклиматизация и ее гигиеническое значение. Особенности акклима­тизации в условиях Крайнего Севера, аридной зоны, высокогорья, сухих и влажных субтропиков. Особенности труда, быта, жилища, одежды, обуви, питания, закаливания в различных климатических районах, их значение в акклиматизации и формировании здорового образа жизни. Использованием климата в лечебно-оздоровительных целях.  
3. Солнечная радиация и ее биологическое действие. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение. Световой климат. Гигиеническая характеристика инфракрасной, ультрафиолетовой и види­мой частей солнечного спектра. Биологическое действие ультрафиолето­вой части солнечного спектра в зависимости от длины волны. Ультрафио­летовая недостаточность, ее проявление и профилактика. Искусственные источники ультрафиолетовой радиации, их гигиеническая характеристика.  
4. Модуль «Гигиена воздушной среды» 1. Устный опрос пройденного материала на цикле; 2. Тестовый контроль степени усвоения проработанного на цикле материала; 3. Решение ситуационных задач.  
5. Гигиена воды и водоснабжения населенных мест. Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления для населения. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболеваний, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного ха­рактера. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизо­ванном и местном водоснабжении. Санитарная характеристика централизованной и нецентрализованной системы водоснабжения. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения.  
6. Методы улучшения качества воды. Централизованная система водоснабжения, основные методы очистки питьевой воды: осветление, обесцвечивание, коагуляция, отстаивание, филь­трация; обеззараживание (хлорирование, озонирование, УФ-облучение и др.). Специальные методы улучшения качества питьевой воды (фториро­вание, дефторирование, дезодарация, дезактивация, обезжелезивание, оп­реснение и др.). Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснаб­жения. Санитарная охрана водоемов и прибрежных морских вод, используе­мых для рекреационных, оздоровительных и лечебных целей. Законодательство в области охраны водоемов и источников водо­снабжения.  
7. Модуль «Гигиена водоснабжения» Устный опрос пройденного материала на цикле; Тестовый контроль степени усвоения проработанного на цикле материала; Решение ситуационных задач.  
8. Понятие о рациональном питании. Особенности рационального (здорового) питания различных групп населения: детей и подростков, пожилых людей и долгожителей, беремен­ных и кормящих матерей, работников умственного труда, спортсменов, лиц, проживающих в условиях неблагоприятных климатических и эколо­гических воздействий. Методы оценки адекватности питания. Понятие о пищевом статусе как показателе здоровья. Критерии оценки пищевого ста­туса.  
9. Методы оценки полноценности питания населения. Составление меню-ракладок и их гигиеническая оценка. Белки животного и растительного происхождения, их источники, ги­гиеническое значение. Жиры животного и растительного происхождения, их источники, роль в питании человека. Простые и сложные углеводы, их источники, гигиеническое значение. Понятие о рафинированных продук­тах и «защищенных» углеводах. Пищевые волокна, их роль в питании и пищеварении.  
10. Гигиеническая оценка витаминной ценности питания. Профилактика а- и гиповитаминозов. Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины, клинические проявления, профилактика. Минеральные соли, их источники, гигиеническое значение. Макро- и микроэлементы. Кислотно-основное состояние организма.  
11. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов животного происхождения. Качество и безопасность пищевых продуктов. Понятие о доброкаче­ственных, недоброкачественных и условно-годных продуктах. Контаминанты пищевых продуктов Молоко и молочные продукты, их пищевая ценность и значение в питании. Мясо и мясные продукты. Инфекционные болезни животных, передающиеся человеку через мясо, их профилактика. Значение яиц в питании человека. Понятие о доброкачественных, недоброкачественных и условно-годных продуктах. Контаминанты пищевых продуктов.  
12. Санитарно-гигиеническая экспертиза пищевых продуктов растительного происхождения. Зерновые продукты, их пищевая ценность и значение в питании. Пищевая ценность хлеба. Овощи, фрукты и ягоды, их пищевая ценность. Сахар, кондитерские изделия, их ценность. Мероприятия по обеспечению пищевой, биологической ценности и доброкачественности пищевых продуктов. Обогащение продуктов питания биологически активными веществами. Методы консервирования пищевых продуктов.  
13. Пищевые отравления микробной этиологии. Медицинский контроль за организацией питания в общественных и лечебных учреждениях. Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления мик­робной природы. Токсикоинфекции различной этиологии. Ботулизм, стафилокковый токсикоз. Микотоксикозы: эрготизм, фузариозы, афлатоксикозы. Роль пищевых продуктов в возникновении микробных пищевых от­равлений различной этиологии. Профилактика пищевых отравлений и инфекций. Роль лечащего вра­ча в расследованиях пищевых отравлений и организации профилактиче­ских мероприятий. Гигиенические требования к планировке, оборудованию, режиму, эксплуатации пищеблоков ЛПУ. Гигиенические основы организации ле­чебного питания. Личная гигиена персонала.  
14. Заболевания, обусловленные недоброкачественной пищей. Пищевые отравления немикробной природы. Пищевые отравления немикробной приро­ды: продуктами, ядовитыми по своей природе, продуктами, содержащими химические вещества в количествах, превышающих ПДК. Отравления продуктами, временно или частично приобретающими ядовитые свойства (соланин картофеля, ткани и органы рыб). Сорняковые токсикозы. Отравления неорганическими соединениями (медь, цинк, нитраты и др.) Пестициды как возможная причина острых и хронических пищевых отравлений.  
15. Здоровый образ жизни и вопросы личной гигиены. Личная гигиена как часть общественной гигиены. Гигиена тела и ко­жи. Функциональное значение кожи, пути ее загрязнения. Гигиена зубов и полости рта. Средства по уходу за зубами и кожей. Влияние нервно-эмоциональных факторов и стрессовых нагрузок на здоровье. Аутотренинг. Сон, его продолжительность, условия для полно­ценного сна. Рациональное индивидуальное питание человека. Основы психогигиены, значение психологической адаптации челове­ка в коллективе, семье, в различных возрастных периодах. Социально-гигиеническое значение вредных привычек. Гигиенические требования к одежде и обуви. Свойства натуральных и искусственных материалов (пористость, теплопроводность, воздухопрони­цаемость, влагоемкость, электризация, химическая стабильность) и их ги­гиеническое значение. Современные моющие синтетические вещества и средства бытовой химии, бытовая техника, их гигиеническая характеристика, профилактика вредного действия.  
16. Модуль «Гигиена питания». 1. Устный опрос 2. Тестовый контроль 3. Решение ситуационных задач  
  VII семестр    
1. Влияние вредных производственных факторов на здоровье. Производственные вредности и профессиональные болезни. Основы охраны труда работающих. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве: технологические, санитарно-технические и лечебно-профилактические. Гигиеническое норми­рование факторов производственной среды. Средства индивидуальной защиты. Лечебно-профилактическое питание рабочих. Гигиенические требования к санитарно-техническим устройствам на промышленных предприятиях (вентиляция, освещение, отопление и др.). Микроклиматические условия в различных производственных поме­щениях. Профессиональные вредности в горячих цехах. Профессиональ­ные вредности при работе на открытом воздухе  
2. Основы физиологии труда. Труд умственный и труд физический. Из­менения в организме человека в процессе трудовой деятельности. Утомле­ние и переутомление, перенапряжение и их профилактика. Гигиеническая классификация и критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.тВлияние условий труда на состояние здоровья промышленных рабо­чих. Гигиена умственного труда. Профилактика заболеваний, связанный с высоким уровнем нервно-психического напряжения, интенсификацией производственных процессов. Организация и поря­док проведения предварительных и периодических медицинских осмот­ров.  
3. Гигиеническая оценка промышленной пыли. Промышленная пыль. Профессиональные заболевания, связанные с работой на производстве с высокой запыленностью воздуха. Виды пневмокониозов и их профилактика. Силикоз и силикатозы. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве. Изменение технологии производственного процесса. Промышленная вентиляция (аэрация, естественная и искусственная вентиляция на производстве). Кондиционирование воздуха.  
4. Оценка токсичности промышленных ядов на организм. Профессиональные отравления. Общие закономерности действия про­мышленных химических веществ. Острые и хронические отравления. Профессиональные отравления оксидом углерода, сернистым газом, окис­лами азота, свинцом, ртутью, бериллием, органическими растворителями. Меры профилактики. Гигиеническое нормирование допустимого содержания токсических веществ в воздухе производственных помещений.  
5. Производственный и бытовой шум и его влияние на организм Гигиеническое значение производственной вибрации Электромагнитное излучение. Классификация шумов по спектральному составу. Производственный шум и вибрация, влияние на организм. Шумовая и вибрационная болезни. Меры предупреждения вредного воздействия шума и вибрации Производственные источники вибрации. Электромаг­нитные поля токов промышленной частоты и радиочастот, биологическое действие и профилактика вредного воздействия. Лазерное излучение, ха­рактер биологического действия и профилактика вредного воздействия.  
6. Радиационная безопасность при работе с радиоактивными веществами и источника­ми ионизирующих излучений Ионизирующее излучение. Биологическое действие ионизирующей радиации. Характеристика основных видов излучения (альфа-, бета-, гам­ма-, рентгеновского). Факторы, определяющие радиационную опасность. Радиотоксичность. Нормы радиационной безопасности. Использованием радиоактивных веществ в открытом и закрытом ви­де. Принципы защиты от внешнего и внутреннего ионизирующего облуче­ния. Дозиметрический контроль.  
7. Гигиена детей и подростков Основные проблемы гигиены детей и подростков. Закономерности роста и развития детского организма как основа нормирования среды оби­тания детей и подростков. Принципы нормирования факторов окружаю­щей ребенка среды. Возрастные анатомо-физиологические особенности органов и систем детского организма. Состояние здоровья детей и подростков. Влияние экологических, со­циально-гигиенических и внутришкольных факторов на состояние здоро­вья. Школьные болезни, причины, профилактика. Показатели индивиду­ального здоровья детей и здоровья детских коллективов. Группы здоровья. Физическое развитие как показатель здоровья ребенка. Методы оцен­ки физического развития (сигмальный, регрессионный, центильный и др.). Оценка уровня биологического развития комплексными методами. Аксе­лерация, ретардация, децелерация. Социально-гигиеническое значение из­менения темпов возрастного развития.  
8. Гигиенические требования к планировке и оборудованию лечебно-профилактических учреждений разного профиля Основные задачи больничной гигиены. Современные гигиенические проблемы больничного строительства. Гигиенические требования к раз­мещению больниц и планировке больничного участка. Системы застройки больниц, зонирование больничного участка. Гигиенические требования к планировке и оборудованию приемного отделения, палатной секции, лечебно-диагностических отделений (опера­ционного блока, рентгенологических и радиологических отделений).Планировка и режим работы в терапевтическом, хирургическом, дет­ском, акушерском и инфекционном отделениях больниц. Система санитарно-гигиенических мероприятий по созданию охра­нительного режима и благоприятных условий пребывания больных в ле­чебном учреждении.  
9. Санитарный акт обследования лечебно-профилактического учреждения Студенты проводят санитарно-гигиеническую оценку лечебно-профилактических учреждений, оценку микробного загряз­нения воздушной среды в лечебно-профилактических учреждениях, с последующим написанием акта обследования  
10. МОДУЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ 1.Устный опрос 2.Тестовый контроль 3.Решение ситуационных задач.  
Итого  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: