Тема 7
Применение
Экзистенциально-гуманистического подхода
В психологическом консультировании
Представители подхода
Представителями экзистенциально-гуманистического подхода прежде
Всего являются Ролло Мэй (1904-1994), Ирвин Ялом (род. 1931) и Джеймс
Бьюдженталь (1915-2008).
Истоки теории
Термин «экзистенциальный» указывает на непосредственное
Родство этого подхода с экзистенциальной философией — философи-
Ей существования, возникшей в XX столетии и представленной в тру-
Дах религиозных (К. Ясперс, М. Бубер, Дж. Марсель, Н. А. Бердяев,
Л. И. Шестов) и атеистических (Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Э. Гуссерль,
Ж.-П. Сатр, А. Камю) экзистенциалистов, уделявших преимущест-
Венное внимание феномену бытия человека в мире. Общим идейным
Источником данного направления стало феноменологическое учение
С. Кьеркегора [9, с. 32].
Основные положения
Границы экзистенциального подхода в психологии и психотера-
Пии четко не установлены и поэтому определяются по-разному.
В узком смысле к экзистенциальной психотерапии относят, на-
Пример, логотерапию, основоположником которой является Виктор
Франкл, а также экзистенциальный психоанализ (дазайнанализ) Люд-
Вига Бинсвангерера.
В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией
Понимается гуманистическое направление в целом.
В последнее время как некое среднее решение данного вопроса
Выделяется экзистенциально-гуманистический подход, ориентиро-
Ванный на рассмотрение существования человека в пространстве ос-
Новных экзистенциальных данностей: жизни — смерти, свободы —
Безопасности, общения — одиночества (изоляции), смысла — бес-
Смыслия. С этих позиций все человеческие проблемы коренятся во
Всеобщих проблемах существования, вызывая предельную экзистен-
Циальную боль, выражающуюся в тревоге, отчаянии, страхе смерти,
Чувстве вины, переживании отчужденности и бессмыслия. Идеи лич-
Ностного роста, ответственности, трансцендентности и духовности
составляют основу данной парадигмы [9, с. 32-33].
Дж. Бьюдженталь создал свою концепцию, в основе которой
Лежат понятия заботы, поиска, субъективности, внутреннего осоз-
Нания, переживания чувств и эмоциональной вовлеченности, отра-
Жающие бытие человеческой личности. Экзистенциально-гумани-
Стическую психотерапию Дж. Бьюдженталь рассматривал через
Призму обучения, поддержки и помощи, а не как лечение. Цель в
Том, чтобы помочь человеку стать более живым, активизировать его
Интерес к жизни, развить способность заботиться о себе и творче-
Ски изменяться, осознавая и используя свои внутренние потенциалы
[9, с. 33].