1. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:
1 антропологический,
2 философский,
3 аксиологический (ценностный).
(См. Петрова М.М. Теория культуры. Конспект лекций. – СПб., 2000. – С. 6). Поясните, связаны ли данные подходы с типологией культуры?
2. Какой из подходов – глобалистский, миросистемный или цивилизационный – позволяет больше акцентировать внимание на типах культур или они равноценны? Для обоснования ответа используйте суждение:
«Глобалистское видение современного человечества, понимание его как взаимосвязанной общности формируется через взаимодействие различных хозяйственных и политических структур, отделяет миросистемный подход от цивилизационного, в котором внимание исследователей чаще всего акцентируется на разделенности, самобытности масштабных культурных систем человечества» (Ерасов Б. (Цивилизации и мировые системы. Основные принципы миросистемного подхода // Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. С. 521).
3. Относятся ли характеризуемые ниже культуры к типам культур? Обоснуйте ответ.
«Культуры керамики импрессо» – общее название культур прибрежных районов Западного Средиземноморья начиная от первых земледельцем неолита с VI тысячелетия до н.э. Для этих культур были характерны керамические сосуды с круглым дном и штампованным орнаментом, выполненным с помощью зазубренных раковин. (см.: Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. – С. 178).
4. Строгим ли в теоретико-методологическом плане является деление мировой культуры в следующем суждении? Обоснуйте ответ.
«... Я обычно мыслю в категориях больших культурных миров: христианский мир, мир ислама, индуистско-буддийский мир Южной Азии и дальневосточный мир, который характеризуется присутствием конфуцианства и буддизма». (Померанц Г. Диалог культурных миров // Лики культуры. Альманах. Т. 1. – М., 1995. – С. 445).
5. Известный немецкий философ К. Ясперс обосновал два структурных элемента человеческой истории: всеобщее и индивидуальное, в достижении их единства усматривая смысл и цель истории. Можно ли всеобщее и индивидуальное положить в основу типологии культуры?