Таблица 4.
№ Темы дисцип-лины, необходи-мые для изучения обеспечи-ваемых (после-дующих) дисциплин | Информатика | Математические методы в исторических исследованиях | История мировой культуры мировой культуры | История отечественной культуры | История Древнего мира | Древности Востока | История общественно-политической мысли | История России | История Средних веков | Теория и методология истории | Источниковедение | Историография | Актуальные проблемы исторических исследований | Философия и методология науки | Медиевистика | Междисциплинарные подходы в современной исторической науке | Антиковедение | Источниковедение истории Средних веков | Вспомогательные исторические дисциплины | Музееведение | Архивоведение | Методика преподавания истории | Археология |
Модуль 1 | |||||||||||||||||||||||
Б.1 | + | + | - | - | - | - | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Б.2 | + | + | - | - | - | - | - | - | + | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | - | - |
Б.3 | + | + | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | - | - | - | - | - |
Б.4 | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | + | + | - | - | + | - | - | - | - | - | - | + |
Модуль 2 | |||||||||||||||||||||||
Б.1 | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | + | - | - | + | - | - | + | - | - | - | + |
Б.2 | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | + | - | - | + | - | - | + | - | + | - | + |
Б.3 | + | + | + | + | + | + | + | - | + | + | - | - | + | - | + | + | - | - | + | + | - | - | + |
Б.4 | + | + | - | - | - | - | - | + | + | + | + | + | + | - | - | + | - | - | - | - | - | - | - |
модуль 3 | |||||||||||||||||||||||
Б.1 | + | + | - | - | - | - | - | - | + | + | - | - | + | + | - | + | - | + | - | - | - | + | - |
Б.2 | + | + | - | - | - | - | - | + | - | + | - | - | + | + | - | + | - | - | - | - | - | + | - |
Б.3 | + | + | - | - | - | - | - | - | - | + | + | - | + | + | + | + | + | - | - | - | - | + | - |
Б.4 | + | + | - | - | - | - | - | - | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - | - | - | + | - |
6. Содержание курса
Введение
Понятие «историография». Его многозначность и изменчивость. Современные трактовки. Возможные ракурсы историографического исследования, их специфика, эвристический потенциал и ограничения. История историописания. Тематическая историография, или историография проблемы. Субдисциплинарная историография. История исторической науки. История исторической культуры. Логика развития исторического знания. История историографии и история исторической мысли. Историография и источниковедение. Историография и методология истории. Историография и науковедение. Основные аспекты и методология современного историографического исследования. Понятия «историографический факт» и «историографический источник». Виды историографических источников. Периодизация истории историографии. Понятия «школа» и «направление» в истории историографии.
Протоистория
Роль мифологии в создании исторической картины мира. Теократический историзм Ветхого Завета. Гомер: первый опыт переживания прошлого как истории. Гесиод (VII в. до н.э.) и его поэма «Работы и дни»: от мифа к логосу. Рассказ о пяти «веках» как первая схема исторического развития человечества.