Принципы формирования материально-пространственных структур при художественном конструировании
Продукт дизайна-это единство утилитарного и художественного содержания плюс бифункциональность структуры.
Бифункциональность структуры - это совмещение конструкции и формы.
При образовании продукта дизайна используются тенденции потребления и производства.
Свойства продукта дизайна-это бифункциональная структура из которой вытекают следующие понятия-"утилитарность конструкции" и "художественность формы".
Сочетание функциональности и экономичности обеспечивают утилитарность конструкции. Художественная форма (в худ.тв-ве) характеризуется слиянием выразительности и эстетичности.
далее формирование бифункциональной структурыры получает развите через раскрытие ее св-в.
утилитарная фун-ция:
-эффективность
-эргономичность
-экономичность
Технологичность
-конструктивность
художественная фун-ция:
-образность
-коммуникативность
-пластичность
|
|
-техничность
-организованность
-композиционность
при преобладании утилитарной функции возрастает значение принципов конструктивности и продукт дизайна приближается к области техники.
при преобладании художественной функции возрастает значение принципов пластичности и пролукт дизайна приближается к области изобразительного ис-ва.
Особенность формообразования в худ.конструировании состоит в том,что конструкция влияет на форму,а форма по закону обратной связи-на конструкцию.
Тектоничтность-это принцип единства конструкции и формы.
синтез материально-пространственных структур продуктов дизайна:
-св-ва утилитарной фун-ции
-св-ва худ-ной функции
-совмещение двух фун-ций т.е.содержательность и тектоничность.
Методы творчества
Проектирование костюма-это процесс создания формы, где учавствуют средства и законы композиции, творческие методы выступают как набор определенных действий, предпринимаемых автором для поиска идеи.Творческие методы могут быть использованы как в отдельности, так и во взаимосвязи друг с другом.
МЕТОД ИНВЕРСИИ.
МЕТОД АНАЛОГИИ.
МЕТОД ЭМПАТИИ. Эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого. Эмпатия требует от человека определенного вхождения в образ. Он полезен для получения новых идей, а также для их проверки.
МЕТОД ФАНТАЗИИ. психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий.
МЕТОД "МОЗГОВОГО ШТУРМА". 1.Критика и вынесение суждения - благоприятного или неблагоприятного - не допускаются.2.важно количество-задача в генерировании большого числа идей.3.необходимо высказывать свои мысли нескованно.
|
|
МЕТОД НОВЫХ КОМБИНАЦИЙ.В поставленной задаче выделяется два или больше важнейших направлений (в зависимости от функций разрабатываемой системы или предмета).Затем по каждому направлению предлагаются идеи и составляются как можно больший перечень способов их осуществления.
МЕТОД МОРФОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА. Признаки с альтернативами располагаются в форме таблиц - морфологических матриц.
Этапы структурно-композиционного анализа костюма можно представить следующим образом:
1.определение геометрического абриса формы, т.е. силуэта, установление пластического родства элементов 2.определение пропорциональных соотношений в расчлененности формы 3.установление метрических соотношений вертикальных и горизонтальных членений 4.определение мест пересечения вертикалей и горизонталей, выявление физического центра
5.установление принципа симметричности или ассиметричности композиционных членений
6.установление гармонического единства мобильных признаков (цвет, фактура, орнамент)
7.определение устойчивости системы и ее мобильных признаков. Чтобы работать с первичными элементами формы, нужно умело использовать такие средства композиции, как пропорции, масштабность, метричность, нюанс, контраст, симметрию, асимметрию.