Общее и отличное в художественном постижении и научном познании мира: специфика их предмета, целей, форм.
Познание - высшая форма отражения объективной реальности.
Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии: здесь мысль облекается в «живые лица» и воспринимается в виде зримых событий. Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Другой отличительный момент художественного познания — требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью как его субъекта, так и объекта. В этом корни противоположности художественного метода научному. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Мир, творимый воображением, не повторяет действительного мира. ИТАК:
|
|
В науке главное — устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Научное знание охватывает в принципе что-то все ясе относительно простое, что можно более или менее строго обобщить, убедительно доказать, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую превращаются в крайне абстрактные формулы математики и вообще в различного рода формализующие знаки, например химические, в диаграммы, схемы, кривые, графики и т.п. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Научное — это прежде всего объяснительное знание. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Итак:
|
|
- Стремление к обоснованности, обязательное обоснование любого выдвигаемого
положения.
- Стремление к объективности.
- Стремление открывать за явлениями сущность как можно более глубокую.
- Ориентация на всеобщность выводов - универсализм. Внешне эта особенность науки
выражается в формулировке законов.
- Стремление к систематичности.
Глубоко общее — идея ориентировки в мире. Ключом и в житейском, и в научном познании является узнавание, т.е. узнавание уже известного.
Вопрос 4. Понятия художественного образа и его особенностей. Виды обобщения в лит-ре, типизация, идеализация. Роль вымысла в создании худ.образа. Познавательное,воспит.-преобразующее и эстетическое значение.
Понятие худ. образа можно рассматривать двояко: с одной стороны это категория эстетики, которая характеризует особый способ освоения и преобразования и действительности в искусстве,.С другой стороны, Х.О.-это любое явление действительности, творчески воссозданное в худ. произведении. Худ. Образ-это конкретн. и обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетич. значение. Худ. образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей. Еще одна черта художественного образа – то, что он многозначен. Худ. образ-основное средство выражения содержания худ. произведений.
Художественный образ – это сложный феномен, который включает в себя индивидуальное и общее, характерное и типичное. Любому худ. обр. свойственна обобщенность через индивидуальность. Основа обобщения в реалистических худ. методах – это типизация, воспроизведения жизни, в процессе которого свойства ее явлений получают преувеличенное выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Обобщение лучших или исключительных, с точки зрения писателя, черт-это идеализация.
Вымысел- индивидуальная бессознательная концентрация действительности с точки зрения автора. С помощью художественного вымысла писатель выделяет наиболее значимые события, оставляя в тени не столь существенные. Таким образом, на первый план выходит только самое основное и важное с точки зрения писателя. Вымысел усиливает обобщенное значение образа.
Х.О. несет в себе неоценимое эстетическое значение. Он всегда сочетает в себе объективность и субъективность, для него нет закрытых тем, в каждом Х.О. есть элементы символизации (в больш. или меньшей степени). Х.О. образ может давать типы определенного поведения. Обычно в каждом худ. образе заложен определенный мотив. В свою очередь, через единую эстетическую функцию системы X. о. проявляются его познавательное значение, мощное воспитательное-преобразующее, политическое, нравственное воздействие на людей.
5.Содержание и форма лит. произведения, их взаимосвязь.
Форма лит. произведения – это воплощение содержания посредством слова. Форма-это внешняя оболочка произведения, она более постоянна, чем содержание. Ее основные элементы: стиль, жанр, композиция, художественная речь. Говоря о форме поэтических произведений, к этому списку можно добавить ритм.
Содержанием литературного произведения является отражённая в нём жизнь, жизненные явления, которые определяют в произведении его тему. Эти жизненные явления осознаются и изображаются писателем с определённой точки зрения, которая в свою очередь определяет идею произведения. Основные элементы содержания: тема, идея, характер, конфликт.
Форма не может быть «пустой», а может быть лишь «содержательной», связанной неразрывно с содержанием, так и содержание не может быть бесформенным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Содержание и форма — неразрывно связанные друг с другом понятия. Чем сложнее содержание, тем богаче должна быть форма. По художественной форме можно судить и о многообразии содержания.