Название предмета Гигиена и экология человека

№ занятия Наименование разделов, тем занятий Количество часов Вид занятия Содержание занятий ОК ПК Задания для самостоятельной работы (домашнее задание) Наглядные пособия, дидактический материал, ТСО
Т п т п с/р
               
    Введение. предмет и задачи гигиены и экологии.       Лекция вводная 1. Предмет гигиены и экологии человека. Содержание, связь с другими дисциплинами, междисциплинарными курсами. Роль гигиены и экологии в системе наук, изучающих природную среду. 2. Задачи гигиены и экологии. Разделы гигиены и экологии. 3. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование. Профилактика, виды профилактики. 4. Краткая история возникновения гигиены, экологии и экологии человека. 7.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотрбнадзор), ее структура, виды деятельности, задачи, функции. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Cамостоятельная работа 1. Работа с информационными средствами обучения на электронном и бумажном носителях. 2. Составление докладов на темы: «История развития гигиены в России», «Роль фельдшера в профилактике заболеваний». Вопросы, Темы рефератов, Презентация.
    Основы общей экологии.       лекция исследования 1. Предмет экологии. Связь гигиены и экологии. Задачи экологии. 2. Понятие об экологических факторах. Закономерности действия экологических факторов. 3. Характеристика результатов антропогенного воздействия на окружающую природную среду, основные причины глобальных экологических проблем (изменение климата, кислотные дожди, «озоновые дыры», сокращение площади лесов, «легких планеты», загрязнение мирового океана, сокращение разнообразия биологических видов). 4. Влияние природных и антропогенных экологических факторов на здоровье населения. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Cамостоятельная работа 1. Составление докладов и подготовка презентаций на темы: «Глобальные экологические проблемы», «Характеристика антропогенного воздействия на окружающую природную среду». 2. Работа с информационными средствами обучения, поиск информации в периодической печати. Презентация, Вопросы, Схема биосферы
    Атмосферный воздух, его физические и химические свойства. Гигиеническое и экологическое значение.       комбинированный урок 1. Физические свойства воздуха - температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, их гигиеническое значение. 2. Электрическое состояние воздушной среды, гигиеническое и экологическое значение. 3. Характеристика солнечной радиации. Гигиеническое и экологическое значение 4. Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение – постоянные составные части воздуха, газообразные примеси, микроорганизмы, механические примеси. 5. Погода. Климат. Микроклимат. Влияние климатических условий местности на здоровье населения. Акклиматизация. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д-1 С.26-45 Д-3 С. 87-107 Самостоятельная работа 1. Работа с учебником, учебно-методическим пособием. 2. Работа с обучающе-контролирующей программой, поиск информации в печати. 3. Решение задач по теме. 1.Таблицы: 2.Презентация
            комбинированный урок Практическое занятие 1. Изучение приборов, методик для измерения физических параметров воздушной среды. 2. Определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении.     1. Гигрометр 2. Термометр УМК по теме. 3. Задачи, слайды, рисунки. 4. Задания для тестирования 5. Презентация
    Атмосферный воздух, его физические и химические свойства. Гигиеническое и экологическое значение.       лекция исследования 1. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Механизмы образования смога. 2. Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и санитарные условия жизни населения. 3. Мероприятия по профилактике загрязнения атмосферного воздуха. Представление о технологических, санитарно-технических мероприятиях. 4. Меры планировочного характера для защиты населения. Роль зеленых насаждений. Значение благоустройства. Понятие о ПДК. 5. Роль воздушной среды в распространения воздушно-капельных инфекционных заболеваний. 5. Защита населения от источников загрязнения воздушной среды. 6. Законодательство РФ о защите и безопасности воздушной среды. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д-1 С.26-45, Д-3 С. 87-107; Самостоятельная работа 1. Работа с учебником, учебно-методическим пособием. - Строение земной атмосферы. 2. Изучение нормативных документов: 1.Таблицы: 2. Презентация 3.УМК по теме. 4. Задачи, слайды, рисунки. 5. Задания для тестирования
            обзорный семинар Практическое занятие Форма проведения: комбинированное занятие 1. Обсуждение теоретических вопросов по теме «Влияние загрязнения атмосферного воздуха на здоровье и санитарные условия жизни населения. Принципы защиты воздушной среды». 2. Обсуждение нормативных документов. 3. Решение ситуационных задач.   Д -1; с.75-94; Д-4, Д-5; 1. Изучение нормативных документов: - Федеральный закон РФ от 4 05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями) - Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»; 1. Схема загрязнения воздуха 2. УМК по теме. 3. Задачи, слайды, рисунки. 4.Задания для тестирования, 5. Презентация
    Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение.       комбинированный урок 1. Физиологическая роль. Хозяйственно-бытовое, санитарно- гигиеническое значение воды. 2. Органолептические свойства воды. 3. Химический состав воды. Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод.. 4. Инфекционные заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Роль воды в распространении водных эпидемий. 5. Законодательство РФ о защите и безопасности водной среды. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 с. 45-62 Самостоятельная работа 1. Работа с учебником, учебно-методическим пособием. 2. Работа с обучающе-контролирующей программой, поиск информации в печати. 3. Решение задач по теме. 1.Таблицы: 2.Презентация
            комбинированный урок Практическое занятие 1. Обсуждение основных теоретических вопросов: 1) Требования к питьевой воде; 2) Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод. 2. Наблюдение и оценка выполнения практических действий: 1) Отбор проб воды. Определение органолептических свойств воды. 2) Гигиеническая оценка качества питьевой воды на основании нормативных документов.   Д -1 с. 45-62, Д-6, Д-7(СанПиН 2.1.4. 1186 – 03) «Питьевая вода» Самостоятельная работа 1. Работа с учебно-методическим пособием. 2. Поиск информации в печати, интернет 3. Решение задач по теме. Цилиндры Колбы УМК по теме. Задачи, слайды, рисунки; Метод. Пособие для самост. работы
    Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение.       лекция исследования 1. Виды источников водоснабжения, их санитарно-гигиеническая характеристика. Причины загрязнения. Охрана водных источников. 2. Гигиеническая характеристика систем хозяйственно- питьевого назначения. 3. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Методы улучшения качества воды. 4. Заболеваний, связанных с качеством питьевой воды. 5. Законодательство о защите водной среды. Нормативные акты. Мероприятия по защите. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 С. 94-102, Д-4 Федеральный закон РФ от 30.03.1999г. № 52 1. Схемы обследования, бланки анализов.
    Экологическое и гигиеническое значение почвы.       лекция исследования 1.Экологическое и гигиеническое значение почвы. 2. Структура, химический состав почвы. Круговорот веществ. 3. Климатообразующая роль почвы. 4. Роль почвы в распространении инфекционных заболеваний и гельминтозов. 5. Самоочищение почвы. 6. Экологический мониторинг за состоянием окружающей среды. 7. Утилизация бытовых отходов. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 с. 62-75 с.102-111, Д-4 Федеральный закон РФ № 52 Самостоятельная работа 1. Работа с учебником, учебно-методическим пособием. 2. Работа собучающе-контролирующей программой, поиск информации в печати. 3. Утилизация ТБО Проекты. Презентации.   Презентация, Схема обследования объектов
    Вода, ее физические и химические свойства, гигиеническое и экологическое значение. Экологическое и гигиеническое значение почвы.       комбинированный урок Практическое занятие 1. Обсуждение основных теоретических вопросов: 1) Характеристика источников водоснабжения, причины их загрязнения, охрана от антропогенных загрязнений; 2) Характеристика систем водоснабжения, нормы водопотребления; 3) Требования к питьевой воде. Методы улучшения качества питьевой воды.   Самостоятельная работа 1. Поиск а сети Internet и изучениеСанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; 4. Решение ситуационных задач по теме «Гигиенические требования к качеству питьевой воды». 1. УМК по теме. Пособие для самост. работы 2. Задачи. 3. Бланки исследования. 4. Вопросы. Задания для тестирования. 5. Рефераты.
    Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий.       комбинированный урок 1. Урбанизация и экология человека. Микроклимат города. Городской шум и профилактика его вредного воздействия. 2. Гигиенические принципы планировки и застройки населенных мест. Гигиеническое значение озеленения. 3. Совокупное воздействие жилищных условий (физические, химические, биологические факторы) и степени их благоустройства на жизнедеятельность и здоровье человека. 4. Экологическая характеристика современных строительных и отделочных материалов, бытовой техники. 5. Гигиенические требования к планировке, естественному и искусственному освещению, микроклимату в помещениях различного назначения. Нормирование. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 с. 241-265, Д-4 Федеральный закон РФ от 30.03.1999г. № 52; Самостоятельная работа 1. Написание докладов, реферативных сообщений по теме. 2. Работа с учебными пособиями, учебно-методическим пособием. 3. Создание презентации 1.Таблицы: Энергетическая ценность продуктов. 2. Презентация. 3. Доклады, рефераты.
            обзорный семинар Практическое занятие 1.Определение исходного уровня знаний по теме. 2. Обсуждение основных теоретических вопросов: 1) Совокупное воздействие жилищных условий и степени их благоустройства на жизнедеятельность и здоровье человека; 2) Гигиенические требования к планировке, естественному и искусственному освещению, отоплению, вентиляции жилых помещений, помещений. 3. Гигиеническая оценка естественного и искусственного освещения (аудитория).   Д -1 с. 241-265, Д-4 Федеральный закон РФ № 52. Самостоятельная работа 1. Произвести обследование собственного жилища и составить акт по форме. 1. УМК по теме. Пособие для самост. работы 2. Задачи. 3. Бланки исследования. 4. Вопросы. Задания для тестирования. 5. Рефераты.
    Гигиенические основы физиологии и биохимии питания. Пищевая и биологическая ценность продуктов питания.       лекция исследования 1. Обмен веществ и энергии в организме. Энергетический баланс. Белки: их значение для жизни, роста и развития организма. Состав белков. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Основные источники белков в питании. 2. Жиры: их значение в питании. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение, источники. Основные источники жиров в питании. 3. Углеводы: их значение в питании. Гигиеническая характеристика и источники отдельных видов углеводов: моносахаридов, дисахаридов, крахмала, пектиновых веществ, клетчатки. 4. Минеральные элементы. Минеральные элементы щелочного характера. Минеральные элементы кислотного характера. Биомикроэлементы. Основные источники минеральных элементов. 5. Витамины, их классификация. Значение витаминов и их основные источники. Профилактика гиповитаминозов. Витаминизация продуктов и готовой пищи. 6. Величины физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 с. 11-122, Д-9, Самостоятельная работа 1. Написание рефератов и составление по темам: «Биологически активные добавки. Их виды, значение», «Пищевые добавки. Их виды, значение», «Основные источники и значение биомикроэлементов». 2. Составление планового конспекта-таблицы, работа с ЭОР: «Классификация продуктов питания по происхождению, устойчивости к хранению», «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов» «Пищевая и биологическая ценность основных продуктов питания» 1.Таблицы: 2. Презентация
    Основные принципы рационального питания. Лечебное, лечебно-профилактичес-кое питание.       комбинированный урок 1.Рациональное питание. Определение. Гигиенические требования к пищевому рациону, его энергетическая ценность и качественный состав, сбалансированность питательных веществ, усвояемость, разнообразие. 2. Режим питания, часы и продолжительность приема пищи, кратность и интервалы между приемами, очередность приема блюд, распределение рациона по приемам пищи. 3. Условия для приема пищи: интерьер столовой комнаты, сервировка стола, комфортность, микроклимат и пр. 4.Лечебное питание. Характеристика основных лечебных диет. Механическое, химическое и термическое щажение в питании. Особенности кулинарной обработки при приготовлении диетических блюд. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 с.122-163, Д-9, Д-10 1. Составление карты-анкеты питания за сутки накануне следующего практического занятия. 1.Таблицы: 2. Презентация 3. Методические пособия
    Заболевания, связанные с характером питания. Пищевые отравления различной этиологии и их профилактика.       лекция с применением техники обратной связи 1. Заболевания, обусловленные недостаточным питанием. 2. Болезни недостаточности питания, связанные с недостатком в рационе белков, витаминов, минеральных веществ. 3. Болезни избыточного питания. 4. Болезни животных, передающиеся человеку через мясо, молоко. 5. Рыба как фактор передачи гельминтозов. Профилактика. 5. Понятие о пищевых отравлениях и их классификация. Профилактика пищевых отравлений. Методы и средства профилактики.   Д -1 С.163-188 с. 200-206; Д-9, Д-10. Самостоятельная работа 1.Написание рефератов, 1) Профилактика болезней, связанных с характером питания, 2) Пищевые отравления микробной этиологии. 3)Отравления ядовитыми по своей природе продуктами различного происхождения. 3. Создание презентаций, дидактического материала. 1.Таблицы 2.Методические пособия, задачи 3. Презентация
    Гигиена труда.       лекция исследования 1. Трудовая деятельность и физиологические функции организма. Утомление и его причины. Переутомление. Профилактика. 2. Классификация, краткая характеристика вредных производственных факторов: физических, химических, биологических, нервно – психических, механических - факторов, обусловливающих динамическую и статическую нагрузку на опорно – двигательный аппарат. 3. Общие понятия о профессиональных болезнях – заболеваниях, возникающих в результате воздействия на организм вредных производственных факторов. Классификация. 4. Основные направления профилактических оздоровительных мероприятий (законодательные, организационные, технологические, санитарно – технические, лечебно – профилактические). 5. Производственный травматизм и меры борьбы с ним. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 с.311-369; Д -1 с. 395-402 Самостоятельная работа 1. Работа с обучающе-контролирующими программами, учебно- методическим пособием. 2. Составить рефераты: «Гигиена труда медицинского персонала в учреждениях здравоохранения», «Профессиональные вредности в системе здравоохранения. Основные направления профилактических мероприятий». 3. Составить презентации по теме: «Характеристика вредных производственных факторов». 1. Презентация, доклады, рефераты.
    Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса.       лекция с применением техники обратной связи 1. Здоровье детского населения. Группы здоровья. 2. Физическое развитие детей и подростков как критерий здоровья. Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков. 3. Явление акселерации и децелерации. 4. Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп. 5. Основные гигиенические требования к организации учебно – воспитательного процесса. 6. Гигиена физического воспитания детей и подростков. 7. Профессиональная ориентация школьников. Участие медицинских работников в проведении профессиональной ориентации школьников. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 с.425-442, с. 472-482. Самостоятельная работа 1. Работа с обучающе-контролирующими программами. 2. Составить рефераты: «Гигиенические принципы построения режима дня для различных возрастных групп». 3. Составить презентации: «Методы исследования и оценки физического развития детей и подростков», «Физическое воспитание детей и подростков» 4. Поиск материалов в печати, работа в сети Internet 1. Презентация, доклады, рефераты. 2. Творческие работы студентов.
    Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений.       комбинированный урок 1. Планировка детских и подростковых учреждений. Требования к участкам, зданиям общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений. 2. Гигиенические требования к оборудованию детских и подростковых учреждений, предметам детского обихода. Мебель дошкольных учреждений. Школьная мебель. 3. Гигиенические требования к учебным пособиям, детским игрушкам. 4. Содержание детских и подростковых учреждений. Воздушно – тепловой режим. Показатели микроклимата в помещении: температура, влажность, скорость движения воздуха. Отопление. Вентиляция. 5. Естественное и искусственное освещение. Санитарное содержание участка и помещений. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 с. 482-488, Д-8 (СанПиН 2.4.5.2409-08). Самостоятельная работа 1. Работа с обучающе-контролирующими программами, учебно- методическим пособием. 2. Изучение нормативной документации по санитарно-гигиеническим требованиямк планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковыхучреждений. 1. Вопросы 2. Задачи. 3. Бланки исследования. 4.Творческие работы студентов. 5. Презентации
    Компоненты здорового образа жизни и пути их формирования.       лекция исследования 1. Факторы, влияющие на здоровье человека. Факторы риска. 2. Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Понятие о здоровом образе жизни. 3. Основные составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, правильное питание, физическая активность, психологический комфорт, отсутствие вредных привычек, личная гигиена, экологическая грамотность. 4. Формирование знаний о здоровом образе жизни. Формирование ЗОЖ. 5. Роль школы, общественных организаций, ЛПУ в пропаганде здорового образа жизни. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Д -1 с. 488-507. Самостоятельная работа 1. Составить доклады, памятки, презентации для профилактической работы с пациентами различного возраста: «Закаливание. Характеристика природных закаливающих. Принципы закаливания», «Здоровый образ жизни», 2. Проведение исследовательской работы: «Организация труда и отдыха студентов»; 1.Образцы выполненных студентами работ, 2. Презентация, доклады, рефераты.
    Методы, формы и средства гигиенического воспитания населения       Лекция исследования 1. Цели, задачи, основные принципы гигиенического обучения и воспитания населения. 2. Методы гигиенического обучения и воспитания населения: устный, печатный, изобразительный (наглядный), комбинированный. Особенности методов. 3. Основные средства санитарного просвещения: лекции, беседы, викторины, агитационно-информационные сообщения, санитарные бюллетени, листовки, памятки, лозунги, брошюры, буклеты, слайды, плакаты, схемы и др. Методические требования, предъявляемые к ним. 4. Формы гигиенического воспитания: индивидуальные, групповые, массовые. ОК 1. - ОК 14.; ПК 4.3.; ПК 4.7.; ПК5.1.; ПК 5.6. Самостоятельная работа Внеаудиторная работа 1. Средства массовой информации: радио, телевидение, кино, печать. Особенности средств массовой информации: оперативность, широта охвата, отсутствие непосредственного контакта между коммуникатором и реципиентом. 2. Взаимодействие учреждений здравоохранения, центров медицинской профилактики, общественных организаций в пропаганде здорового образа жизни. 3. Поиск материалов в печати, работа в сети Internet 1.Образцы выполненных студентами работ, 2. Презентация, доклады, рефераты.

Изменения по программе, которые внесены в календарно-тематический план

(Протокол № ___ от «___» ______________200___г., заседание методического объединения):

Выполнение плановых контрольных работ

По плану количество Запланировано. Срок Содержание контрольной работы (указать раздел, номер урока, время на её выполнение)
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: