РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«СД.Ф.10» «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»
Направление подготовки 050301 «Русский язык и литература»
Форма обучения – очная
Курс 5, семестр 10
Форма отчетности – 10 семестр – экзамен.
Составитель:
доктор филол. наук, профессор
кафедры отечественной филологии
и журналистики Ю.П. Павлов
Армавир, 2014
Обоснование РПД
Рабочая программа дисциплины «СД.Ф.10» «ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВОк обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 050301 «Русский язык и литература».
Рабочая программа дисциплины рекомендована к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики от «_____» ___________ 2014 г., протокол № ___.
Составитель: д.филол.н., профессор Ю.М. Павлов.
Рабочая программа дисциплины утверждена на заседании кафедры отечественной филологии и журналистики
|
|
«____»_________________ 2014 г. протокол № ____
Заведующий кафедрой ______________/ Безруков А.А.
Пояснительная записка
Данная РПД разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 050301 «Русский язык и литература».
Дисциплина «Литературоведение» дает представление о теории литературы как важнейшей отрасли литературоведения, изучающей законы развития литературы и специфику литературных родов, знакомит студентов с методологическими и теоретическими проблемами в области теории литературы, учит анализу литературно-художественных произведений.
«Литературоведение» должно помочь систематизировать и осмыслять студентами сведения по теории литературы – открытой научной дисциплине, базирующейся на многовековых литературных и философско-эстетических традициях и опыте современных художников слова и литературоведов. Задачи лежат в плоскости демонстрации актуальности и значимости всех без исключения разделов дисциплины, формирование которой началось с 4 в. до н.э.
Цели и задачи дисциплины. Требования к уровню освоения содержания
дисциплины.
Теория литературы, наряду с блоком историко-литературных дисциплин, является одним из важнейших разделов литературоведения. Теоретико-литературное знание составляет необходимый базис любого литературоведческого исследования. Главная задача курса состоит в том, чтобы дать студентам представление о поэтике литературного произведения, особенностях его функционирования, основных этапах развития литературного процесса (в их внутренней взаимосвязи, причинно-следственной обусловленности), а также о важнейших вехах на пути становления самой филологической мысли.
|
|
Курс теории литературы является годовым. Первый семестр отводится на изучение основных разделов поэтики. Во втором преимущественное внимание уделяется теории литературного процесса, рассматриваются ведущие литературоведческие школы. Будущий учитель-словесник должен уметь грамотно анализировать художественное произведение. Соответствующее задание входит в билеты Государственного экзамена по литературе. Поэтому при подготовке к занятиям студентам, помимо знакомства с теорией вопроса, предлагается выполнить анализ одного из классических произведений русской словесности. В первом семестре проблеме литературоведческого анализа посвящено 5-е, итоговое практическое занятие. Во втором семестре предусмотрена промежуточная форма контроля (6 ч.) – письменный анализ текста из числа включенных в приложение к билетам Государственного экзамена.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
· владеть основными теоретико-литературными терминами,
· иметь четкие представления о структуре литературного произведения, уровнях его организации,
· знать общие закономерности развития литературного процесса, а также отличительные черты отдельных литературных течений и направлений,
· быть знакомыми с важнейшими литературоведческими школами (классическими и современными),
· владеть навыками анализа художественного произведения.
Место дисциплины в структуре ООП.
Относится к циклу специальных дисциплин (СД). Закладывает основу изучения дисциплин курса истории русской и зарубежной литератур
Основная литература:
- Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2013.
- Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2013.
Дополнительная литература:
- Академические школы в русском литературоведении. М., 1975.
- Аристотель. Об искусстве поэзии. [Поэтика]. М., 1961.
- Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т.4. М., 1984.
- Аристотель. Об искусстве поэзии. [Поэтика]. М., 1961.
- Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
- Введение в литературоведение. Уч. пособие под ред. Вершининой Н.Л. М., 2005
- Вопросы методологии литературоведения. М.;Л., 1966.
- Гаспаров М.Л. Избранные статьи: О стихе. О стихах. О поэтах. М., 1995.
- Гегель. Эстетика: В 4-х т. М., 1971-1973.
- Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2003.
- Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
- Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
- Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
- Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940.
- Виноградов В.В. Вопросы марксистской поэтики. М., 1972.
- Возникновение русской науки о литературе. М, 1975.
- Вопросы методологии литературоведения. М.;Л., 1966.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
- Гаспаров М.Л. Избранные статьи: О стихе. О стихах. О поэтах. М., 1995.
- Гегель. Эстетика: В 4-х т. М., 1971-1973.
- Введение в литературоведение. Уч. пособие под ред. Вершининой Н.Л. М., 2005
- Вопросы методологии литературоведения. М.;Л., 1966.
- Гаспаров М.Л. Избранные статьи: О стихе. О стихах. О поэтах. М., 1995.
- Гегель. Эстетика: В 4-х т. М., 1971-1973.
- Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы. М., 2003.
- Жирмунский В. М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
- Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
- Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.
- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.
- Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.,1996.
- Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
- Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии // Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М., 1953.
- Литературный энциклопедический словарь. М., 1990.
- Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
- Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3 тт. Таллинн, 1992-1993.
- Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.
- Потебня А.А. Мысль и язык: Из записок по теории словесности // Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.
- Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины. М., 1996.
- Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М., 1982.
- Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.
- Хализев В.Е. Теория литературы: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 1999.
- Хансен-Лёве А. Русский формализм. М., 2001
- Холшевников В. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Л., 1972.
- Чередниченко В.И. Типология временных отношений в лирике. Тбилиси, 1986.
- Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1973.
- Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983.
- Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. М., 1983.
- Эрлих В. Русский формализм: история и теория. СПб., 1996.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
|
№ п/п | Тематический план | Лекции | Прак- тические занятия | Самост. работа |
1. | Литературоведения в системе гуманитарных наук. | |||
2. | Художественная литература как вид искусства. Значение художественного образа в искусстве. Художественный вымысел. | |||
3. | Художественная речь. Поэзия и проза. Тропы | |||
4. | Литературное произведение как художественное целое. Содержание и форма. Сюжет, фабула, композиция. Время и пространство. Типология литературного субъекта. | |||
5. | Основные категории стиховедения. | |||
6. | Родовидовые особенности литературы. | |||
7. | Литературный процесс и его категории. Литературные иерархии. Культурная традиция. | |||
8. | Типы творчества. Литература и СМИ | |||
Итого: |