Задание:
Выберите рассказ для аналитического чтения, объемом не более 5 страниц.
Мотивируйте свой выбор (Вас заинтересовал автор, название; Вы услышали спорное мнение о рассказе, вы прочли критическую статью и т.д.).
Дайте краткую характеристику творчества писателя, отметьте его роль и значение в мировой и отечественной культуре; если возможно, расскажите об истории создания рассказа.
Коротко (в 10–15 предложениях) перескажите фабулу рассказа, определите главное событие повествования.
Проанализируйте рассказ на идейно-тематическом уровне. Сформулируйте тему, проблематику, идею произведения.
Подтвердите выдвинутую гипотезу об идейном содержании рассказа анализом сюжета как развития основного конфликта произведения. Обозначьте стороны конфликта: назовите героев-антагонистов, проясните их идейно-нравственные позиции, расхождения.
Составьте схему развития конфликта (сюжетную схему). Каждую точку (позиции) схемы – завязку, кульминацию, развязку – подтвердите короткими, но точными цитатами из текста. Обозначьте цитатами начало – конец экспозиции, пролога, эпилога.
Дайте характеристику схеме в целом (в какой сфере, за счет каких конфликтующих сил, в какой хронологической последовательности развивается сюжет) и каждому этапу в отдельности.
Объясните, какую роль в развитии сюжета играют случайности, обстоятельства, индивидуальное проявление характеров, авторская позиция.
Как композиция рассказа помогает осмыслить содержание сюжета в целом?
Каковы композиционные принципы расположения материала?
Каковы композиционные приемы выражения авторской мысли?