Немногие компании-пионеры, которым удается пройти все испытания, постепенно превращаются в крупные специализированные фирмы или даже вырастают в новых лидеров. В эпохи массового рождения новых отраслей таких удачливых пионеров больше (как уже отмечалось, так сложилась судьба автомобильных, химических, электротехнических фирм в начале века). При более узком круге радикального обновляющихся отраслей, шансов выжить у эксплерентов мало. Так, из всех фирм-пионеров, создавших в 60-80-ые годы сначала мини-компьютеры, потом персональные ЭВМ и, наконец, рабочие станции на вершину корпоративной пирамиды пробилась только «Эппл», да и о ней постоянно ходят слухи о поглощении.
При всех условиях, чтобы продолжить успешно действовать на рынке после того, как новый товар стал массовым, эксплерент должен переродиться, т.е. сменить стратегию. Он должен либо сформировать четкую специализацию (патиентная стратегия), либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть. Не случайно, одна из самых успешных компьютерных фирм США – «Компак компьютер» уже на самых ранних этапах своего существования выдвинула лозунг: «Мы являемся не мелкой фирмой с большими планами, а крупной компанией в стадии формирования».
|
|
Завершая рассмотрение эксплерентной стратегии, особо оговорим, что при всей важности научно-технического прогресса для современной экономики фирмы-новаторы встречаются не только в этой сфере. Новые комбинации могут возникать и в торговле, и в маркетинге, и в финансовой области.
Глава 6.
«Серые мыши»: гибкость как источник высокой конкурентоспособности.