Монополистическая конкуренция. · Монополистическая конкуренция - это такая рыночная структура, при которой достаточно большое количество фирм предлагает дифференцированную продукцию

· Монополистическая конкуренция - это такая рыночная структура, при которой достаточно большое количество фирм предлагает дифференцированную продукцию.

Данный вид конкуренции характерен, прежде всего, для рынка потребительских товаров и услуг. Примером монополистической конкуренции являются: рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, книжных изданий, медицинских товаров, безалкогольных напитков и др. К этой структуре можно отнести также рынок услуг - парикмахерские, мастерские по ремонту бытовой техники, станции автомобильного обслуживания и многое другое.

Предприятия, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.

Основные черты монополистической конкуренции:

· фирмы обладают незначительной долей рынка и поэтому имеют ограниченное влияние над ценой;

· дифференциация продукта, которая используется как средство конкуренции между фирмами;

· практическое отсутствие сговора между фирмами с целью снижения объемов производства и повышения цен;

· определенная изолированность производителей.

Дифференциация продукции - одна из основных черт монополистической конкуренции.

Предприятия, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции. Товарные группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов.

Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, микромонополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.

Следует подчеркнуть, что дифференциация продукта, в какой – то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легчен установить на них монопольную цену.

С данной позиции следует отметить, что монополистическая конкуренция, с одной стороны, имеет характерные черты монополии, а с другой – совершенной конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: