Коэффициент |
и
Познавательный компонент
Эмоциональный компонент
Эмоциональный компонент зависит не только от сенсорной модальности, но и от вида воздействия в пределах одной модальности. Еще Э. Титченер отмечал, что ахроматические цве-
+ Удовольствие |
Увеличивающаяся интенсивность ощущения |
- Страдание |
Рис. 71. Зависимость знака эмоции от интенсивности сенсорного раздражителя (схема А. Леманна)
та (белый и черный) редко бывают приятными или неприятными, в то время как хроматические цвета обычно имеют выраженное аффективное значение. Например, красный цвет вызывает более сильное возбуждение, чем голубой цвет такой же яркости, что отражается в повышении систолического кровяного давления, изменении ритма дыхания, депрессии альфа-ритма в ЭЭГ и др.
Интенсивность раздражителя также является одним из существенных факторов, определяющих его эмоциональное значение. В. Вундт полагал, что едва заметное ощущение имеет предельно малую чувственную окраску. По мере увеличения интенсивности ощущения растет его положительная чувственная окраска, но, достигнув определенной интенсивности, эта положительная окраска начинает уменьшаться и, перейдя через нулевую точку, становится отрицательной. Теоретически выстроенная В. Вундтом кривая была подтверждена экспериментальными данными (рис. 71).
|
|
Существенное влияние на эмоциональную оценку раздражителя оказывает и внезапность его появления. Предметы, которые появляются неожиданно и быстро перемещаются, вызывают негативную эмоциональную реакцию.
Наибольшее значение эта форма эмоционального реагирования имеет в начальный период жизни индивида. Постепенно на ее основе формируются другие, более сложные эмоциональные образования.
Отличительными особенностями эмоционального тона являются:
• кратковременный характер;
• слабая интенсивность;
• врожденный характер;
• слабая осознаваемость.
Кратковременный характер. Длительность эмоционального тона ограничена временем непосредственного действия сенсорного раздражителя.
Слабая интенсивность. Эмоциональный тон часто определяют только как оттенок эмоционального переживания. Увеличение же интенсивности эмоционального тона приводит к появлению других форм эмоционального реагирования (аффектов, собственно эмоций).
Врожденный характер. Е.П. Ильин определяет эмоциональный тон ощущений как «низший уровень врожденного (безусловно-рефлекторного) эмоционального реагирования, выполняющий функцию биологической оценки воздействующих на организм человека и животных раздражителей через возникновение удовольствия или неудовольствия». Таким образом, это филогенетически наиболее древнее, врожденное эмоциональное реагирование на отдельные значимые воздействия (температурные, болевые, вкусовые и т. д.). По мнению П.В. Симонова, эмоциональный тон аккумулирует в себе наиболее общие и часто встречающиеся признаки полезных и вредных факторов, устойчиво сохранявшиеся на протяжении миллионов лет естественного отбора.
|
|
Слабая осознаваемость. Совместное функционирование ощущений и их эмоционального тона является настолько тесным, что часто трудно отграничить переживание приятного (неприятного) от вызвавшего его ощущения. Особенно это характерно для органических и кожных ощущений (например, боль многие называют эмоциональной реакцией, в то время как это ощущение вызывает сильное отрицательное переживание). Как следствие, ряд психологов высказывали предположение, что эмоциональный тон является одним из свойств (Т. Ци-ген) или даже особым видом (В. Витвицкий) ощущений. Н.Н. Ланге провел сравнительный анализ основных характеристик ощущения и эмоционального тона (табл. 11).
Эмоциональный тон ощущений, согласно Е.П. Ильину, выполняет три основные функции:
1) ориентировочную — сообщение организму, опасно или
нет то или иное воздействие, желательно ли оно или от него на
до избавиться;
2) обеспечение обратной связи — сообщение об удовлетво
рении или неудовлетворении имевшейся потребности;
3) необходимость проявления определенных видов поведе
ния до тех пор, пока не будет достигнут необходимый организ
му результат.
Ощущение |
Таблица 11 Сравнительные характеристики ощущения и эмоционального тона (no H.H. Ланге)
Нейтрально, безразлично |
Эмоциональный тон
Пристрастен: приятно/неприятно
Зависит от строения периферического органа ощущения |
Однороден, не зависит от строения органа ощущения
Имеет объективный характер (сладкое для любого человека сладкое) |
Имеет субъективный характер: то, что одному приятно, другому противно
Является первичным и самостоятельным феноменом |
Не возникает самостоятельно, в его основе лежат ощущение, представление
Становится отчетливее ияснее, когда на него обращают внимание |
Присущи неясность и расплывчатость, при обращении на него внимания делается не яснее, а слабее и даже совсем исчезает
Таким образом, эмоциональный тон — это простейшая, врожденная форма эмоционального реагирования на отдельные значимые для организма сенсорные воздействия.
Аффект
Сильные и кратковременные эмоциональные реакции, сопровождаемые резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями, принято называть аффектами. Возникают аффекты в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как сдвинутыми к концу события.
Такая форма эмоционального реагирования обычно наблюдается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из угрожающих (физически или психологически) или неожиданно возникающих ситуаций, совладать с ними. Однако это не означает, что все аффекты представляют собой только отрицательно окрашенные эмоциональные переживания. Аффективные реакции могут иметь и положительную окраску (восторг, сильная радость и т.д.). Так,
дошкольный возраст называют возрастом аффективности, поскольку в этот период большинство эмоциональных переживаний детей проявляется в бурной и кратковременной форме.
Также аффекты бывают стеническими (приводящими к агрессии) и астеническими (обусловливающими бегство, оцепенение).
Существует две основные группы факторов, вызывающих аффективные реакции:
1) внезапные и неожиданные воздействия, имеющие индиви
дуальное эмоциогенное значение (ущемление интересов, диск
редитация ценностей и т. д.);
|
|
2) конфликтные (чаще служебно-бытовые) ситуации, имею
щие повседневно травмирующий (протрагированный) харак
тер и не обнаруживающие тенденции к своему разрешению,
вследствие чего вызывают постоянное эмоциональное напря
жение.
Отдельные дополнительные воздействия на фоне причин эмоционального напряжения приводят к острым аффективным реакциям, которые по своей выраженности не соответствуют вызвавшему их поводу (эффект «последней капли»). В таком случае речь идет о кумулятивном аффекте.
Аффекты от других форм эмоционального реагирования отличаются следующими особенностями:
• кратковременным характером;
• значительной интенсивностью;
• взрывным характером;
• формированием доминанты;
• нарушением произвольности контроля поведения;
• большой экспрессивностью;
• выраженностью вегетативных проявлений;
• фазовостью протекания.
Кратковременный характер. Будучи чрезмерно интенсивным, аффект не может длиться долго и быстро себя изживает.
Значительная интенсивность. Аффекты являются самыми сильными эмоциональными реакциями.
Взрывной характер. Для аффективных реакций характерно резкое повышение уровня эмоционального возбуждения с последующей разрядкой.
Формирование доминанты. Возникает временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС на фоне сильного индуктивного торможения других участков коры, вследствие чего аффект спо-
собен тормозить иные психические процессы и навязывать определенный, закрепившийся в эволюции, стереотипный способ аварийного разрешения ситуации (бегство, агрессия). Однако такие способы полностью оправдывают себя лишь в типичных биологических условиях, для социального же мира они не всегда являются подходящими. В целом для аффектов характерны усиленная деятельность подкорковых центров и проявление инстинктивных эмоциональных и поведенческих реакций.
Нарушение произвольности контроля поведения. Такое нарушение может быть большим или меньшим в зависимости от силы аффекта. Неспособность человека в состоянии аффекта вполне регулировать и сознательно контролировать свои действия из-за нарушения «опережающего отражения действительности» (П.К. Анохин) признается в качестве смягчающего вину обстоятельства.
|
|
Большая экспрессивность. Бурное внешнее выражение эмоционального переживания при аффектах («разрядка в действии», по С.Л. Рубинштейну) обусловлено освобождением подкорковых центров от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры головного мозга. Изменение поведения и деятельности в состоянии аффекта может происходить:
• по типу гиперактивации — хаотичные движения;
• по типу гипоактивации — торможение, ступор.
Выраженность вегетативных проявлений. Нарушение ритма
дыхания (становится сильным и прерывистым), чередование усиления и ослабления кровообращения (резкие и внезапные переходы от покраснения к побледнению лица); повышение температуры тела и т. п. — вегетативные проявления аффектов.
Фазовость протекания* В течение аффекта выделяют три основные фазы:
1) начальную — внезапное или постепенное (кумулятивное)
нарастание напряжения;
2) центральную — кульминация, аффективный взрыв на фо
не резких изменений нормальной деятельности всего организ
ма: распад высших нервных процессов, связанных с приобре
тенными социальными и моральными установками личности;
нарушение механизмов второй сигнальной системы и, как
следствие, расстройство мыслительной деятельности и речи;
снижение способности произвольного внимания и контроля
поведения; сужение сознания, в котором представлено только
то, что связано с переживанием, и др.;
Рис. 72. Различные формы течения аффектов (по В. Вундту): а - быстро возникающий аффект; б— медленно нарастающий; в — перемежающийся; г — аффект, в котором периоды возбуждения сменяются периодами упадка сил
3) заключительную — угасание внешних и внутренних проявлений аффекта, психическая и физическая астения: упадок сил, сонливость, апатия или раскаяние (рис. 72).
Основными функциями аффектов являются:
• ^ледообразование — образование специфического опыта,
аффективных следов (или «аффективных комплексов», по
К.-Г. Юнгу), актуализирующихся при столкновении с отдель
ными элементами вызвавшей аффект ситуации и предупрежда
ющих о возможном ее повторении;
• аккумуляция — накопление аффективного возбуждения в
результате повторения провоцирующих аффект ситуаций, что
приводит к аффективному взрыву при отсутствии исключи
тельных обстоятельств;
• канализация — спонтанное (катарсис) или целенаправлен
ное (с помощью различных психотерапевтических процедур)
изживание аффективных следов.
Аффект неадекватности — отрицательное эмоциональное переживание, возникающее в связи с неуспехом в деятельности и характеризующееся либо игнорированием самого факта неуспеха, либо нежеланием признать себя его виновником. Возникает в условиях, когда у субъекта имеется потребность сохранить неправильно сложившиеся у него завышенную самооценку и завышенный уровень притязаний. Представляет собой защитную реакцию: индивид сохраняет повышенный уровень притязаний и повышенную самооценку путем искажения действительности, избегая при этом осознания своей несостоятельности.
Таким образом, аффект — это интенсивная и кратковременная эмоциональная реакция на внезапные, чаще всего угрожающие ситуации, сопровождающаяся выраженными экспрессивными и вегетативными проявлениями.
Эмоции
Термин «эмоция» в отечественной психологии используется в двух значениях: широком и узком. В широком значении термин «эмоция» употребляется как родовое и соответственно предельно общее понятие по отношению ко всем психическим явлениям, относящимся к эмоциональной сфере. В узком плане, эмоцией (или собственно эмоцией) называют одну из форм эмоционального реагирования, обладающую определенными закономерностями своего функционирования и проявления.
Эмоция (как форма эмоционального реагирования) представляет собой реакцию не на стимулы, а на ситуации, ими создаваемые. Однако если аффекты представляют собой как бы итоговую (по факту свершения) оценку ситуации, неожиданность или критичность которой исключает ее заблаговремен-ность, то оценка ситуации эмоциями смещена к ее началу, позволяя тем самым заранее прогнозировать ее исход.
Закономерности протекания эмоций именно как формы эмоционального реагирования, а не как родового понятия, по нашему мнению, нашли отражение в потребностно-информа-ционной теории эмоций П.В. Симонова.
Отличительными особенностями эмоций являются следующие:
• ограниченная продолжительность;
• выраженная интенсивность;
• ситуативный характер;
• опережающий характер;
• осознаваемость причин появления переживания.
Ограниченная продолжительность. Длительность эмоций
ограничена временем непосредственного действия причин или представления обстоятельств, вызывающих данное переживание.
Выраженная интенсивность. Эмоции представляют собой достаточно выраженные реакции, однако проявляются они в большей степени во внутреннем (как переживание), чем во внешнем (в поведении и вегетативных изменениях) плане.
Ситуативный характер. Эмоции выражают оценочное отношение человека к текущим или возможным ситуациям, к своей деятельности и поведению в них.
Опережающий характер. Эмоции способны заранее оценивать значимость ситуаций и событий, которые еще не наступи-
ли, и их вероятностный исход, вследствие чего становится возможной заблаговременная реакция.
Осознаваемость причин появления переживания. Данная особенность логически следует из предыдущей: оценивая значимость тех или иных возможных или текущих ситуаций, индивид способен ясно осознавать, что в них стало причиной появления определенных переживаний либо просто четко устанавливать связь между ситуацией и вызванной ею эмоцией.
Таким образом, эмоция — это ситуативное эмоциональное реагирование человека на текущие или возможные события его жизни.