Факторинг является рискованным, но высокоприбыльным банковским бизнесом, эффективным орудием финансового маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики.
Факторинг (англ. - агент, посредник) - является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента. Факторинг в любой своей форме связан с неоплаченными расчетными документами (счетами-фактурами). То есть с инкассированием дебиторской задолженности клиента.
Факторинговыми операциями в странах с странах с рыночной экономикой занимаются специальные факторские компании, которые, как правило, тесно связаны с банками, либо являются их дочерними филиалами. Классический факторинг в том виде, каком он осуществляется в западноевропейских странах, основывается на коммерческом кредите в виде отсрочки платежа за поставленную продукцию.
В факторинговых операциях участвуют три стороны.
|
|
1) фактор - посредник, которым может быть коммерческий банк или специализированная факторинговая компания;
2) поставщик;
3) покупатель.
Практика зарубежных стран показала, что использование факторинга особенно эффективно для небольших и средних предприятий, а также вновь создаваемых, имеющих перспективы роста объемов производства и испытывающих недостаток денежных средств из-за несвоевременного поступления платежей от дебиторов.
В основе факторинговой (факторской) операции лежит покупка банком счетов-фактур (платежных требований) поставщика на отгруженную продукцию и передача поставщиком банку права требования платежа с покупателя продукции.
Поэтому факторинговые операции называют также кредитованием продаж поставщика или предоставлением факторингового кредита поставщику.
Первоначально факторинг возник как операция специализированных торговых посредников, позднее — торговых банков. Своеобразным приспособлением коммерческого кредита к современным требованиям стал факторинг или факторский кредит, получивший широкое развитие в последние два десятилетия. Отличие факторского кредита от коммерческого для продавца товара заключается в том, что они получают оплату за проданный товар наличными, тогда как при продаже в кредит продавец получает только вексель. Полученный вексель поставщик может учесть в банке и взять наличные деньги, но в меньшей сумме, чем при продаже счета-фактуры.
Для покупателя приобретение товара в долг при коммерческом кредите почти не отличается от факторского кредита, однако факторское кредитование имеет преимущество: покупатель может вернуть долг через более длительный срок (пролонгация). Разрешается также частичное погашение долга, что стимулирует покупку товаров через факторские отделы.
|
|
Коммерческие банки, развивая факторский кредит, получают дополнительную возможность расширять сеть операций, увеличивать размер прибылей и усиливать связи с клиентами. При покупке соответствующими отделами коммерческих банков (за рубежом также специальными - факторскими - компаниями - или просто факторами) у своих клиентов (предприятий - поставщиков товаров и услуг) платежных документов (прав на получение денег) и при последующем получении от должников (покупателей) платежей по ним возможно как разовое приобретение таких прав, так и покупка реестров платежных требований, выставленных на плательщика.
Сущность рассматриваемой операции состоит в том, что предприятие-поставщик предъявляет покупателю платежные документы, указывая, что деньги должны поступить на счет отдела факторинга. Одновременно, последнему представляется один экземпляр документов на основании которых он перечисляет деньги со своего счета на счет поставщика а впоследствии контролирует своевременность получения платежа от покупателя (получая при его задержке причитающуюся пеню). Вместе с тем, при возникновении просроченной задолженности по платежам свыше определенного в договоре о расчетах через факторинг срока банк может прибегнуть к праву регресса (обратной переуступке требований), восстановив их сумму с расчетного счета клиента на счет факторинга.
За рубежом факторинговые операции характеризуются немедленной оплатой (в течение 1-3 дней) значительной части (до 70-90%) дебиторской задолженности клиента, т.е. причитающихся ему средств от должника.
Оставшаяся часть суммы требований клиента (в размере 10-30%) за вычетом процентов за оказанный (факторинговый) кредит может уплачиваться двояким образом:
• в определенный факторской компанией или соответствующим отделом банка срок, причем независимо от поступления средств от должника (дебитора);
• после перечисления дебитором этих средств, т.е. когда оплата за поставленный товар будет реально осуществлена.
В мировой практике под факторингом понимается ряд комиссионно-посреднических услуг, оказываемых фактором клиенту в процессе осуществления тем расчетов за товары и услуги, сочетающихся, как правило, с кредитованием его оборотного капитала.
Основная цель факторингового обслуживания - инкассирование дебиторских счетов клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей. Эта услуга может оказываться фактором клиенту как без, так и с финансированием.
В первом случае клиент факторинговой компании, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через компанию, в целях которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней).
В случае инкассирования счетов с финансированием факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.п.
Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала.
За дисконтирование счетов-фактур - факторинговая компания взимает с клиента:
|
|
1) комиссионные (за инкассацию счетов);
2) процент по факторинговому кредиту. Он взимается с даты предоставления кредита до срока поступления средств за эту продукцию от покупателя. Этот процент обычно на 1—2 пункта выше учетной ставки.
Факторинг с финансированием (кредитом) может быть двух видов: открытый (конвенционный) и закрытый (конфиденциальный).
Открытый факторинг - это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о том, что поставщик переуступает счета-фактуры факторинговой компании.
Закрытый или конфиденциальный факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов-фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить его соответствующую часть факторинговой компании для погашения кредита. По соглашению сторон между поставщиком и факторинговой фирмой при факторинге с финансированием может предусматриваться право регресса, т.е. право возврата факторинговой фирмой неоплаченных покупателем счетов с требованием возмещения кредита факторинговой фирме. Однако в мировой практике факторинг с регрессом применяется редко и, как правило, факторинговые фирмы весь риск неплатежа берут на себя.
Помимо «дисконтирования фактур», факторинг-компания может выполнять ряд других услуг, связанных с расчетами и основной хозяйственно-финансовой деятельностью клиент, т.е.:
• вести полный бухгалтерский учет дебиторской задолженности;
• консультировать по вопросам организации расчетов, заключения хозяйственных договоров, своевременного получения платежей и т.п.;
• информировать о рынках сбыта, ценах на товары, платежеспособности будущих покупателей и т.п.;
• предоставлять транспортные, складские, страховые, рекламные и другие услуги.
В этих условиях факторинг становится универсальной системой финансового обслуживания клиентов (конвенционный факторинг). За клиентом сохраняется практически только производственные функции. При такой форме факторинга клиент может существенно сократить собственный штат служащих, что способствует снижению издержек по производству и сбыту продукции. Но одновременно возникает риск почти полной зависимости клиента от факторинговой компании, так как такие отношения ведут к полному осведомлению фактора о делах своих клиентов, подчиненности их его влиянию и контролю.
|
|
Правовой основой взаимоотношений факторинговой компании с клиентом является договор, определяющий обязательства и ответственность сторон. В частности, в нем оговариваются вид факторинга, размер факторингового кредита и процентная ставка за этот кредит, величина комиссионного вознаграждения по всем видам комиссионно-посреднических услуг, гарантии выполнения взаимных обязательств и материальная ответственность за их невыполнение, порядок оформления документов и другие условия по усмотрению сторон.
Поскольку факторинговые операции носят рисковый характер, до заключения договора с клиентом факторинговая компания должна тщательно изучить финансовое состояние потенциального клиента, чтобы убедиться в его платежеспособности: проанализировать показатели ликвидности баланса, состав и длительность дебиторской задолженности, возможности реализации выпускаемой продукции, конъюнктуру рынков сбыта, круг покупателей продукции будущего клиента и их платежеспособность и т.д.
Для этого используются информация в печати, данные собственных агентов; материалы изучения платеже- и кредитоспособности банковской клиентуры, бухгалтерская отчетность клиента и другая информация. Указанный анализ должен быть выполнен в течении двух недель в случае положительного решения вопроса в заключенном договоре между клиентом и факторинговой компанией обычно предусматривается предельная сумма, на которую может быть выдан факторинговый кредит или приняты документы на инкассо.
Для определения размера лимита клиент должен представить факторинговой фирме имеющиеся у него хозяйственные договоры с покупателями.
Договор на факторинговое обслуживание заключается, как правило, на срок не менее чем на 1 год.
Задача факторинговых отделов - на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением расчетов за товары и услуги.
В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам такие основные виды услуг:
1) приобретать у предприятий-поставщиков право на получение платежа по товарным операциям от определенного покупателя или группы покупателей, данные о которых заранее согласовываются с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным);
2) осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности);
3) приобретать векселя у своих клиентов.
По услугам первой группы отдел за счет своих средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им плательщику платежных требований-поручений незамедлительно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает факторингу право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу факторинга на его счет.
Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований-поручений поставщика фактически означает предоставление ему факторингом кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от платежеспособности покупателя. В результате, сразу получив денежные средства на свой счет, клиент факторинга имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.
При покупке факторингом у хозорганов просроченной дебиторской задолженности по товарным операциям он оплачивает поставщику за счет своих средств указанную задолженность при определенных условиях. Например, при сроке задержки платежа не более 3-х месяцев и лишь при получении от банка плательщика уведомления о том, что с того не снято полностью кредитование и он не объявлен неплатежеспособным.
Операции по переуступке клиентом факторингу просроченной дебиторской задолженности имеют повышенную степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5-2 раза выше чем при покупке факторингом задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.
В связи с развитием вексельной формы расчетов, факторинг стал оказывать предприятиям новую услугу - покупать у поставщиков векселя с немедленной их оплатой (учет векселя). Подобная факторинговая операция обеспечивает поставщику, отгрузившему товар под вексель, получение денежных средств в оплату векселя при одновременном сохранении срока платежа по векселю для должника.
За учет векселя факторинг взимает по договоренности с клиентом комиссионное вознаграждение (дисконт), которое представляет собой разницу между валютой векселя и суммой, получаемой от факторинга продавцом векселя,