«КАК ЗАНИМАТЬСЯ наукой», «Как рисовать кота», «Как похудеть». Книги...
Молоденькая женщина осваивает азы кулинарии, водрузив на стол «Книгу о вкусной и здоровой пище». «Варить до готовности» — очень понятное выражение. «Белки отделить от желтков». А если не отделить, что тогда? «Солить по вкусу». Это ж сколько той соли сыпать? Опытному человеку проще, ему компоненты назови, а уж он сварит так, что пальчики оближешь. Может, тот человек и поучит новичка у плиты? Таково продолжение и наших рекомендаций. Книги книгами, но надо учиться и у окружающих.
В книге просвечивает человек, это давно и хорошо известно, но и в человеке просвечивает книга. Каждый лелеет в себе невидимую книгу, где есть страницы, которые могут спасти, уберечь, направить, наставить, защитить и укрепить. Мы интересны друг другу непрочитанными отрывками потаенных биографий. Мы сильны прочитанными.
О чем пишут в заключительной части научно-популярного издания? Об оставшихся белых пятнах на карте изложения. Следовательно, автору самое время признаться, что он совершенно не осветил ведение хоздоговорной тематики, подготовку дипломных проектов, деятельность студенческих научных обществ, депонирование, необходимость получения на учебную литературу грифа «Допущено» или «Рекомендовано...».
|
|
Как сдают экзамены кандидатского минимума? Что значит быть соискателем, а не аспирантом? Можно ли осуществлять научное руководство на расстоянии? Эти и не только эти вопросы остались «за кадром». Впрочем, жизнь так устроена, что тот, кто хотел о чем-либо узнать, в итоге обязательно узнавал.
Вопрос недолго остается вопросом. Сама подскажет дорога, как ставить ногу. Пословица хорошая, если ее правильно понимать. Подскажет дорога! А «дорога» означает, что человек по ней идет. Если же он стоит на одном месте, то дорога ему ничего подсказать не сможет, потому что, если человек стоит, значит до-[203]-роги как бы и нет, есть привал, перекур, остановка, барьер, а это уже совсем другие метафоры.
Забавное получается послесловие! Сначала о том, что человек вроде бы и сам найдет необходимую информацию, далее о том, что дорога ему подскажет. Зачем книги писать? А затем, чтобы сделать человека идущим. Нашептать слова дивные. Правдой увлечь горестной и высокой. Авантюризм «Могу!» зажечь.
Для научной стези нужны сильные чувства. Всего-то и надо научиться в жизни — правильно чувствовать!..
Мы возвращались из Орла. Только что прошли четыре защиты. Три преподавательницы из Челябинска и один преподаватель из Курска стали кандидатами наук. Разговор, естественно, вращался вокруг защищенных, а значит, речь шла и о научном руководстве, и о публикациях, и об их финансировании. «Так трудно писать книги! Как подумаешь: как их издавать...», — вырвалось вдруг у меня. Но спутники мои Александр Тимофеевич Хроленко и Татьяна Петровна Набатчикова улыбнулись тогда мне и сказали: «А Вы пишите!». Больше ничего не было добавлено, разговор переметнулся в другое русло, но сказанное не исчезает. «А Вы пишите!» — стучали колеса. «А Вы пишите!» — говорю я читателям книги, передавая эти слова как эстафетную палочку доверия и надежды.
|
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Предисловие..........................................................................................................................5
Глава 1. Зачем заниматься наукой? Шифры внутри нас..................................................8
Глава 2. Начало. «Начало не продолжается». Монастырская дисциплина.................14
Глава 3. Парадоксы научного творчества........................................................................26
Festina lente (26). Делай все сам (33).
Делай все сразу (37). Кончая, не кончай (38).
Глава 4. Искусство вопроса...............................................................................................40
Глава 5. Книги: друзья или враги?....................................................................................46
Глава 6. Пропустить через руку........................................................................................58
Глава 7. Охота за фактами. «Эксперимент всегда прав»................................................66
Глава 8. В зеркале стиля....................................................................................................81
Глава 9. Жанры научного изложения.............................................................................105
Тезисы (105). Статья (107). Диссертация (108). Монография (111). Учебное пособие (115). Научно-популярная брошюра (116). Словарь (117). Энциклопедия (119). Рецензия (120).
Глава 10. На научной конференции................................................................................123
Глава 11. Аспиранты и докторанты................................................................................133
Глава 12. Сколько у Вас тем? «Освежить корабль»......................................................148
Глава 13. Экспертиза. «Граждане не невежды». Принципы внедрения результа-тов...............................................................................................................................................156
Глава 14. «Ученые живут дольше». Забота о здоровье................................................164
Глава 15. Поведение ученого..........................................................................................172
Доброта (179). Честность (194). Достоинство (200).
Послесловие.....................................................................................................................203