Граница между детством и взрослым возрастом определяется начинающимися притязаниями на взрослость.
Центральным новообразованием в данном возрасте являются притязания на внешнюю взрослость (1 стадия – автономизация, в периодизации Ю. Н. Карандашева, 1991).
Переход от детства к взрослости, от зависимости к независимости, определяется появлением притязаний на взрослость, что часто называют чувством взрослости. Чувство взрослости – ощущение себя взрослым человеком – центральное новообразование младшего подросткового возраста.
Внешняя взрослость проявляется в стремлении к подражанию жизни взрослых, в усвоении и демонстрации внешних признаков «мужской» или «женской» взрослости. Внутренняя взрослость выражается в росте самосознания, способности анализировать свои поступки и окружающий мир, в стремлении думать и действовать осмысленно (О. И. Пашкевич, 1998).
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляется склонность к самоанализу. Впервые становится возможным самовоспитание.
У подростка складываются разнообразные образы «Я». К концу периода образы «Я» интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я-концепцию, которую можно считать центральным личностным новообразованием всего периода.
Таблица 42