Отношение. Как уже указывалось выше (см

Как уже указывалось выше (см. 3.1.), отношение возникает как результат группировки мотивов вокруг некоего предмета жизненной активности человека: «Психологические отношения человека …представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонам и объективной действительности» [ Мясищев 1995, с. 16 ]. Ключевое слово здесь – связи, на что специально обращал внимание В.Н. Мясищев. Личность можно представить как систему отношений человека в том понимании, что она всегда оказывается связанной с жизненной практикой человека, в которой все, с чем он имеет дело, окрашивается его субъективностью. Отношения «содержательно характеризуют деятельность человека, проявляются не какой-либо одной функциональной стороной психики, а выражают всю личность в ее связи и с той или иной стороной деятельности» [ Мясищев 1995, с. 350 ].

В еще большей степени личность выражает себя через отношение, если отношение есть результат ответственного взвешенного решения (полноценного поступка) и отражает жизненную или гражданскую позицию данного человека. Например, бережное отношение к своей зеленой лужайке у дома выражает характерную для человека склонность следить за порядком. Но о человеке как о личности мы в большей степени узнаем по его ласковому отношению к детям. Личностное начало выражает себя с еще большей силой, если обстоятельства жизни данного человека далеко не способствовали формированию у него ни бережности, ни любви к детям. Поскольку это означает, что такую позицию человек сформировал у себя фактически вопреки обстоятельствам.

Так вот, именно отношения, а не комплексы, представляют собой тот «инструмент», с помощью которого человек способен формировать себя самостоятельно. Во многом автоматически сложившиеся комплексы (субличности), обладая собственной активностью, неизбежно проявляют себя в тех или иных действиях, поступках, взаимоотношениях человека. И уже к этим проявлениям человек способен отнестись – занять некую позицию: это мне в себе нравится, а это нет, здесь я поступил правильно, а здесь допустил промах. Интегрированное сочетание частных отношений к себе составляет целостное отношение к себе, обозначаемое в литературе как самоотношение: вот такой я есть. На основе этого самоотношения складывается самооценка человека.

Отдельно взятый комплекс (субличность) не обладает способностью отнестись к себе, а может лишь выразить себя, проявить, презентовать. Здесь обнаруживается жизненная некомпетентность комплексов (субличностей), что хорошо согласуется с описанием классиков психоанализа слепой силы Оно (З. Фрейд) и магической силы архетипов (К. Юнг). А вот личность в целом (сообщество субличностей), опираясь (или оглядываясь) на мнение окружающих людей, способна выработать отношение к себе. Совершая поступки, человек воплощает свои отношения (предпочтения) в факты своей жизни – в прожитые события. Эти события, в свою очередь, опосредованно отражение в системе комплексов, уже как образы пережитых ситуаций и чувственные переживания своего участия в них. Таким способом человек постепенно вносит изменения и в свои глубоко личностные процессы, находящиеся за гранью осознания. Следовательно, отношение действительно выступает средством самостроительства, самосозидания, самоактуализации. Поэтому мы и определили выше самоактуализацию как направленную человеком на самого себя деятельность, превращающую свои сущностные качеств в общественно полезный результат, признаваемый множеством других людей.

В народных представлениях данная зависимость нашла свое отражение в пословице: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». В принятых нами терминах это означает, что совершив выбор (поступок), человек закладывает тенденцию к тому, чтобы и впредь поступать подобным образом (смысловая установка). А приняв эту тенденцию за правило (выработав отношение, заняв позицию), человек принимает первоначальный выбор за правило, согласно которому выбор (или «как бы выбор») совершается уже автоматически, чисто инструментально (это уже характер). Согласившись же со своим характером, человек фактически определяет свой жизненный путь. Следовательно, через поступок и отношение человек способен определять свою судьбу.

Возвращаясь к дилемме «быть или казаться», можно так в обобщенном виде сформулировать требования к ее возможному взвешенному решению: быть таким, каким хотелось бы выглядеть перед другими. Для решения этой задачи у человека есть все возможности, поскольку личность представляет собой такую структуру сознания (психики человека), которая обеспечивает социальную презентацию результатов своего мотивационного выбора. Т.е. благодаря личности человек способен предъявить окружающим не только свое лицо, но и свою сущность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: