№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
1. | Психодиагностика | + | + | + | + | + | + | ||
2. | Дифференциальная психология | + | + | + | + | + | + | ||
3. | Патопсихология | + | + | + | + | + | + | + | + |
4. | Социальная психология | + | + | + | + | + | + | + | |
5. | Психология общения | + | + | + | + | + | + | + | |
6. | Психология семейных отношений | + | + | + | + | + | + | ||
7. | Основы психологического консультирования | + | + | + | + | + | + | + | + |
8. | Психосемантика | + | + | + | + | + | + | + |
Содержание дисциплины
Модуль 1.
Темы:
«Общее представление о личности», «Становление личности в антропогенезе», «Личность как теоретическая модель».
Знаниевый компонент. Личность как феномен. Этимологические корни понятия «личность». Разграничение терминов «человек», «индивид» (организм), «социальный индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект». Виды определений личности: динамическое, структурное и функциональное.
|
|
Социальные предпосылки возникновения личности. Социальная идентификация и социальная дискриминация. Борьба социальных устремлений как прототип личностного процесса. Факторы, обусловливающие личность как персональное явление. Личность как интериоризованные отношения.
Мотивационная динамика. Смысловые динамические системы. Роль установок в функционировании личности. Фиксации и установки, их соотношение. Структурно-динамическая организация личности. Комплексы (К. Юнг) и отношение (В.Н. Мясищев). Множественность личности (В.А. Петровский, Л.Я. Дорфман и др.). Внутриличностная динамика и межличностное взаимодействие.
Практический компонент. Студент умеет анализировать существующие и потенциальные теории личности, способен выполнить анализ жизненной ситуации: в какой позиции выступают участники, спектр мотивов, ведущие интенции, тип поступка и т.п., умеет реконструировать структуру межличностных связей в прототипной ситуации.
Ценностный компонент. Студент понимает место личности в развитии культуры, ценность неадаптивной природы индивидуальности, созидающий потенциал личности; осознает важность толерантности и уважения к личностной целостности и уникальности индивидуальности.
Основные понятия. Человек, индивид (организм), социальный индивид, личность, индивидуальность, субъект. Социальная идентификация, мотивационная динамика, смысловые динамические системы, фиксации, установки, комплексы, система отношений.