Фокус-группа — это метод качественного исследования, предполагающий проведение дискуссии, во время которой от семи до десяти респондентов, подобранных по определенным признакам, подробно обсуждают интересующие исследователя проблемы. Дискуссия продолжается примерно два часа, и ею руководит специальный ведущий или медиатор. Достоинства и специфика фокус-групп в том, что они вызывают интересные ассоциации, идеи и дискуссии. Фокус-группы особенно полезны для выявления психологических установок, особенностей восприятия, потребностей, предубеждений, способов использования продукции, мнений о ценах и дистрибуции.
Отслеживание движений глаз (Eye tracking)
Датчики, отслеживающие движения глаз, фиксируют, как индивиды рассматривают упаковку, рекламу, знаки, товары на полках или изображения на экране компьютера. Они записывают, когда именно человек первый раз посмотрел на тот или иной объект, на какие его элементы и как долго обращал внимание, возвращался ли он к каким-то из них повторно.
|
|
Метод «подставного клиента» (Mystery shopping)
Специально подготовленные «подставные клиенты» посещают магазины, отделения банков и другие организации, где выдают себя за обычных клиентов. Они оценивают свои впечатления, продавцов, их профессионализм, умение заключать сделку, сервис после совершения покупки и общую удовлетворенность. «Подставные клиенты» действуют по специально разработанному сценарию: запоминают информацию и детали, наблюдают за условиями в организации и работой персонала и представляют руководству отчет.
Тесты удобности (Usability testing)
Этот метод позволяет проверить, насколько удобна навигация по веб-сайту организации. Группа, в которую входят дизайнеры и психологи, наблюдает через зеркальное стекло за поведением респондентов и фиксирует его при помощи лабораторного оборудования. Респондентов тщательно отбирают и результаты детально анализируют, Иногда используются «неформальные» тесты удобности, которые проводятся в реальной рабочей обстановке и без участия психологов.