Сложность выбора

Необходимость выбирать постоянно встает перед каждым человеком, начиная с вопросов «что одеть?», или «что съесть на обед?» и заканчивая серьезными раздумьями, вроде тех, «кого я больше люблю, а за кого замуж пойду?». Есть, однако, и еще более глобальные проблемы типа решиться «с кем быть и каким быть?». А, самое важное, по всей видимости, сформулировано Шекспиром в гамлетовском вопросе «Быть или не быть?!» вообще.

Таким образом, до политики ли нам! Политикам на их призывы «Выбери меня!» мы можем только печально ответить «Вам бы наши проблемы». Однако, к делу.

Ранее мы уже говорили о том, что людей условно можно разделить на неуверенных, самоуверенных (которые, по сути, тоже не уверенные, но маскируются под маской уверенности) и уверенных. Нас в первую очередь интересуют неуверенные, поскольку, именно, им очень трудно сделать выбор.

Как это проявляется в жизни? Например, вы задаете человеку вопрос. Но прежде, чем дождетесь ответа, - устанете ждать. Кроме того, его лицо во время раздумий над ответом будет изображать такие мучения, что вы из сочувствия можете даже испугаться, не перегорят ли у него мозги от столь напряженной мыслительной деятельности. А все дело только в том, что человек из-за неуверенности проигрывает у себя в голове несколько версий ответа и ни одна из них не кажется ему достаточно безопасной. Главная проблема таких людей в том, что они считают свой ответ настолько важным, что боятся дать неправильный.

Подобная неуверенность проявляется у них и в более серьезных решениях. Ее причина чаще всего в том, что воспитатели такого человека были слишком занудливыми и очень любили критиковать своего воспитанника за что угодно. И не важно, - делали они это из «лучших побуждений» или просто от нечего делать. Результат один – человек становиться настолько осторожным, что прежде, чем отрезать, по поговорке, отмеряет не семь, а в сто раз больше раз. И поскольку все эти вычисления проводятся в уме, то немудрено сбиться со счета, а, значит, придется пересчитывать.

Примерами подобной неуверенности являются не только трудности выбора кофточки в магазине или парня на вечеринке, но и разного рода мнительность (выключен ли газ, свет, вода, утюг и т.п.). Постоянные сомнения во всем могут настолько измучить человека, что он потеряет радость от жизни и не на шутку задумается над вопросом «быть» ему или «не быть».

Другая сторона неуверенности – самоуверенность. Она гораздо проще, чем неуверенность, поскольку, подразумевает отказ от выбора вообще. Если первые люди еще мучаются и пытаются найти ответ, то самоуверенные ищут не ответ, а авторитет. В науке это может быть академик, за которым можно повторять какую угодно глупость, - никто не посмеет спорить. В политике это может быть партия власти и большинства, идти против нее, по мнению самоуверенных, все равно, что плевать против ветра. В криминальных структурах это самая сильная бандитская группировка, примкнув к которой чувствуешь себя круче всех. И т.д. Поэтому самоуверенные люди практически не думают, а говорят штампами, готовыми решениями.

Получается, что по настоящему выбирает только уверенный человек. И его настоящий выбор заключается в том, что он выбирает, несмотря на то, что сомневается. А в случае неправильного выбора, он не боится сознаться в своих ошибках и выбрать снова. Потому что он сам отвечает за свой выбор и за его результаты.

31. Яблочко от яблони…

Похожи ли мы на своих родителей? Правда ли говорится в поговорке про то, что яблочко от яблони недалеко падает?

Ответ на этот вопрос, скорее всего, зависит от возраста. В подростковые, юношеские годы нам хочется доказать, что мы не такие, что мы лучше своих родителей. Однако, попытавшись жить самостоятельно, своим умом, мы все чаще начинаем замечать, что «свой ум» на чей-то похож. А в зрелом возрасте мы уже порой готовы сознаться «ох, мамочка, на саночках каталась я не с тем».

На вид бывает, конечно, и по-другому. Кого-то переполняет гордость за родителей, по типу «мой старикан, уж он удержит свой стакан!» А кто-то наоборот, - до старости доказывает, что он разорвал связь с родителями и «пошел другим путем». Однако если внимательно присмотреться, то можно заметить, что обычно меняются внешние роли, имидж, так сказать, а психологические сценарии, мотивы остаются очень похожими. Поэтому, если про кого-то говорят «деревня», то ему лучше не обижаться и спокойно делать свое дело, а не лезть из кожи вон, доказывая свое дворянское происхождение. Как говорится, «все мы парни городские, только с разных деревень».

Итак, народная мудрость доказывает, что мы все-таки невольно наследуем от своих родителей определенные психологические черты, даже если они нам не нравятся. Почему же наш бунт чаще всего не приводит к освобождению? А дело в том, что бунтуем мы обычно не против этих ненавистных нам черт характера, а против родителей. По сути, мы не столько желаем измениться и перестать быть такими как они, сколько хотим доказать свое право быть такими же как они и делать то же самое, что они!

Действительно, почему они заявляют, что им можно, а нам нельзя? Они могут на нас кричать, оскорблять нас, запрещать что-то нам, а мы не имеем права?! Они могут пить, курить, материть, унижать, поднимать на нас руку, а мы – нет! Заметили? - Это проблемы подросткового и юношеского возраста. И если мы на них застрянем, то все, что мы сделаем, это отвоюем свое право стать такими же как родители, а сил пойти своим путем уже не хватит.

Подобные «подростково-юношеские» амбиции движут и революциями, и политическими переворотами и экстремальными реформами. Неимущие люди хотят свергнуть своих угнетателей и занять их место, то есть сами превратиться в угнетателей. Так и вспоминается революционная песня «Эх яблочко, куды ты котишься?..» А может куда ты падаешь? Хотя не будем здесь измерять глубину нашего падения по сравнению с нашими предшественниками. Этот психоанализ может привести нас к слишком глубокой депрессии. Лучше подведем итог нашим рассуждениям и решим, что нам делать, если мы замечаем в родителях какие-то недостатки?

Я предлагаю, не тратить силы на то, чтобы чувствовать себя в жертвой и становиться для родителей живым обвинением их педагогической некомпетентности с девизом: «Если я негодяй, то кто меня таким сделал!?», а собраться с силами и отказаться в себе от тех черт, которые нам не нравятся в других. В конце концов, что за радость в утешении, что другие такие же как я, а то и хуже? Да и в библии сказано: «Не то зло, что входит в человека, а то что выходит из человека». Так что не будем звеном порочного круга наследственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: