Целостность, как философская категория, является важнейшей содержательной характеристикой учебно-воспитательного процесса. Целостность объективно присуща вещам и явлениям реального мира. Понятие «целостность» характеризует: явления, процессы, системы с точки зрения наличия в них основных компонентов, обеспечивающих в единстве и взаимосвязи полноценное функционирование. Общество, как сложная социальная система, представляет собой органическую целостность, состоящую из множества отдельных систем и подсистем: экономической, политической, культурной, нравственной, педагогической и многих других.
В каждой целостной системе происходит бесконечное движение, образование нового качества, возникновение систем более высокого порядка. Педагогическая система, как целостность, представляет собой организационную совокупность целей; содержания, условий форм, методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь. Важнейшим качеством научноорганизованной педагогической деятельности является целостность и системность, т.е. целесообразность, последовательность, интегративность, взаимодействие подсистем в рамках общей системы. Сложность педагогического процесса, неоднозначность его результатов заключается в том, что ребёнок воспитывается целостно, в целостном жизненном потоке отношений, в то время как в организационной учебно-воспитательной работе внимание акцентируется на отдельных специализированных подсистемах.
|
|
Противоположность целостного подхода к воспитанию является функциональный подход, который проявляется в преувеличении значения педагогических систем и недооценки других.
В школьной практике целостность образуется в результате тесной связи и гармонического единства всех видов деятельности и воспитательных явлений. Ядром целостности педагогического процесса являются ведущие направления воспитания. К ним относится прежде всего гражданское, духовно-целостное и нравственное воспитание, которое объединяют вокруг себя все другие конкретные виды воспитательной деятельности в единый поток взаимодействия воздействий на детскую личность.
Динамика развития педагогического процесса, его внутренне движение зависят от того, как складывается характер взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми, какие взаимодействия существуют между ними. Особенности организации педагогического процесса обусловлены тем, что объект воспитания (ученик и ученический коллектив) является одновременно и субъектом воспитания. В этом положении педагогики главным признаком успешного взаимодействия выделяется совместная активная деятельность воспитателя и воспитуемого. Недооценка данного фактора в практике воспитания приводит к большим просчётам в действиях воспитателей и, как правило, к авторитарности педагога, подавляющей личности воспитуемого.
|
|
Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их обучения в школе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие». Возникают самые разнообразные связи между субъектом и объектом воспитания: информационные (воспитателями и воспитуемыми); организационно - деятельностные (совместная деятельность); коммуникативные (общение); а так же связи управления и самоуправления, от соотношения которых во многом зависит успешность всего процесса.
Таким образом, педагогический процесс – целенаправленно организованная в рамках определённой системы совместная деятельность педагогов и воспитанников, посредствам которой последним передается общественно значимый опыт жизнедеятельности.
Напомним, что опыт – это усвоение человеком формы и способы отношений с окружающим миром.
Образовательная деятельности Образовательная
педагога Педагогический деятельность
образовательный воспитанника
процесс
В представленной схеме необходимо отметить следующее:
· в педагогическом процессе имеют место два субъекта деятельности: педагоги и воспитанники.
· Педагогический процесс целенаправленно организуется педагогом во имя преобразования общественно значимого опыта жизнедеятельности личностно значимый для воспитанника.
· В педагогическом процессе, инициируемым педагогом, качественно разнопланово предстаёт предметная направленность объединяющейся образовательной деятельности. Для педагога предметы деятельности воспитанника «не более как средства преобразования своего предмета – деятельности воспитанников».