Феннел, М.
Ф42 Как повысить самооценку /Мелани Феннел; пер. с англ. А.С. Марушкиной, Е.Ю. Терентьевой. - М.: Астрель: АСТ, 2007. - 287, [1] с. - (Сам себе психолог).
ISBN 5-17-023281-О (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 5-271-08613-5 (ООО«Издательство Астрель»)
ISBN 1-85487-725-9 (англ.)
Книга Мелани Феннел «Как повысить самооценку» поможет вам понять причину их состояния и вооружит пас необходимыми знаниями для преодоления негативных представлений о самом себе.
УДК 159.9
ББК 88.37
ISBN 5-17-023281-0
(ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 5-271-08613-5
(ООО «Издательство Астрель») © M. Fennell, 1999
ISBN 1-85487-725-9 (англ.) © ООО «Издательство Астрель», 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................................................................4
ЧАСТЬ I: Заниженная самооценка: что это?..............................................8
1. Что мы понимаем под самооценкой?............................................................8
ЧАСТЬ II: Заниженная самооценка как она есть....................................28
2. Как развивается заниженная самооценка...................................................28
3. Что способствует понижению самооценки................................................54
|
|
ЧАСТЬ III: Повышение самооценки..........................................................71
4. Как освободиться от тревожных предчувствий.........................................71
5. В борьбе с излишней самокритичностью.................................................104
6. Как работать над положительным
самовосприятием?......................................................................................135
7. Как изменить свои жизненные установки................................................171
8. Разрушаем негативную внутреннюю линию...........................................213
9. Обобщение и планы на будущее...............................................................255
ВВЕДЕНИЕ
Почему именно
поведенческая психотерапия?
За прошедшие два-три десятилетия в области психиатрии произошли серьезные изменения. Фрейд и его последователи оказали сильное влияние на общепринятые представления о психотерапии, и потому психоанализ и психофункциональная терапия преобладали в течение всей первой половины XX века. Рекомендовались методы длительною лечения, с помощью которых причины заболеваний можно было «обнаружить» еще в детстве больною. Но лечение оказалось дорогим, и мало кто мог себе его позволить. Была попытка нескольких врачей-активистов из службы здоровья видоизменить такой курс лечения (например, сделать его короче или использовать групповую терапию), но просьб о помощи было так много, что это не дало результатов. К тому же, несмотря на то, что многие люди были убеждены в эффективности психотерапии, врачи, казалось, были мало заинтересованы в демонстрации этих методов.
Как реакция на особое предназначение средств психофунк-циональной терапии и их слабую эффективность, и 50-х и 60-х годах получил развитие ряд методов, получивший название «терапия поведения». Их объединяли две основные черты. Во-первых, целью их применения было устранение симптомов заболевания (например, беспокойства, тре-
|
|
воги) путем борьбы с самими симптомами, а не их причинами, сокрытыми в прошлом пациента. Во-вторых, это были методы, мало связанные с тем, что психологи узнали о механизмах обучения, и которые определялись проверенными терминами. Действительно, врачи, практикующие терапию поведения, должны были использовать проверенные средства. Областью психотерапии, в которой эти методы могли пройти наиболее тщательную проверку, было лечение нервных расстройств, особенно специфических фобий (таких, как боязнь животных или высоты) и агорафобии: и та, и другая разновидность заведомо трудно поддаются лечению с помощью общепринятой психотерапии.
Но вскоре появилось много противников лечения поведенчес-кой психотерапией. Одной из причин, был тот факт, что терапия поведения не касалась внутренних мыслей человека, которые являются основной причиной заболевания. То, что терапия поведения оказалась недостаточной для лечения депрессии, послужило основанием для серьезной проверки данного метода. В конце 60-х и начале 70-х годов получила развитие методика, использующаяся специально при лечении депрессии, под названием «познавательная терапия». Открыл ее американский психиатр, профессор Аарон Т. Бек, развивший теорию о депрессии. В ней говорилось о значимости тех мыслей, которые овладевают людьми, склонными к этой болезни. Также он заговорил о новом методе психотерапии. Труд Бека изменил всю природу психотерапии, причем не только в области депрессии, но и в целом ряде психологических проблем.
В последние годы методы познавательной психотерапии, представленные Беком, были соединены с методами психотерапии поведения. Это стало теоретической и практической основой того, что известно сегодня как «терапия поведения и сознания». Эта форма лечения стала значимой в области психотерапии по двум причинам. Во-первых, терапия сознания для лечения депрессии, описанная впервые Беком и затем разработанная его преемниками, была подвергнута самой тщательной научной проверке и опре-
делена как высокоэффективный метод при лечении заболеваний депрессией. Она оказалась очень полезной, т. к. исследования показали, что люди, лечившиеся при помощи данного метода, менее подвержены возможным рецидивам. Во-вторых, стало ясно, что психологические проблемы часто возникают из-за специфических особенностей мышления. Практика показала, что использование вышеуказанного метода в данном случае наиболее эффективно. Методы терапии поведения и сознания разрабатывались как для лечения состояний повышенной тревожности: паническая боязнь, общее состояние треноги, специфические фобии и социофобия, маниакальные состояния и ипохондрия (болезненная озабоченность собственным здоровьем), так и для лечения других заболевании: игромания (compulsive gambling), алкоголизм, наркомания и различные формы булимии. Также ее используют при оказании помощи людям с заниженной самооценкой или проблемами в семейной жизни.
В настоящее время почти 10% от всего населения страдают депрессией, и более 10% подвержены состоянию болезненной тревожности в той или иной форме. У остальных часто наблюдается подавленность проблемами личного характера и признаки психических отклонений. И то, что эффективные методы лечения развиваются, имеет колоссальное значение. Однако возникает серьезная проблема: курс лечения стоит дорого. Люди, чьи средства не позволяют пройти эти курсы, начинают заниматься самолечением. А это чаще всего приводит к обострению болезни. Например, человек, страдающий агорафобией, просто сидит дома, опасаясь пугающих его объектов; больной булимией будет просто стараться не есть те продукты, от которых можно потолстеть. Такая тактика может решить некоторые проблемы, лежащие на поверхности, но она не избавляет от проблемы-первоисточника и потому не устраняет те трудности, которые проявляются впоследствии.
|
|
В связи с проблемой появилось объединение врачей, решивших помочь этим людям. Они разработали принци-
пы и методы терапии поведения, подходящие к различным случаям нарушения психики, и представили это в различных руководствах по самолечению. Таким образом, проверенные методы терапии поведения и сознания делаются доступными для широкой аудитории.
Конечно, эти руководства по самопомощи ни в коем случае не являются целью заменить врачей. Несмотря на большой успех терапии поведения и сознания, некоторые люди не смогут вылечиться с помощью ее методов и будут нуждаться в других способах лечения. И, тем не менее, для очень многих людей такое руководство окажется достаточным для решения своих проблем без помощи врача.
Многие люди думают, что сами виноваты в своем недуге, и стыдятся открыться кому-нибудь. Они не обращаются за помощью, Хотя в ней очень нуждаются. Для многих таких людей пособия по терапии поведения окажутся единственным способом побороть свою болезнь.
Профессор Питер Купер,
The University of Reading