Стратегия kaizen включает в себя деятельность малых групп. Малые группы -неформальные добровольные группы, состоящие из персонала компании, организованные с целью решения задач на рабочем пространстве. Наиболее популярный вид деятельности малых групп - рабочие группы по качеству. Организованные с целью рассмотрения вопросов касающихся не только качества, но также цены, безопасности, а так же производительности, деятельность рабочих групп по качеству можно отнести к ориентированным на групповые виды деятельности kaizen. Рабочие группы по качеству сыграли важную роль в повышении качества товаров и на рост производительности в Японии. Однако их роль зачастую формировалась на основе мнения заморских наблюдателей, которые полагают, что рабочие группы по качеству являются основным видом деятельности по работе над качеством в Японии. Управление играет ведущую роль в реализации качества путем построения системы обеспечения качества, проведения тренингов персонала, разработки и развертывания политики, и построения межфункциональной системы для достижения необходимого уровня качества, оптимальной цены, и оптимальных условий и сроков доставки. Успешная деятельность рабочих групп по качеству является показателем того, что управление играет невидимую, но жизненно важную роль в поддержке такой деятельности.
|
|
Уникальная цель стратегии kaizen
С тех пор как в концепции kaizen появилось понятие "улучшение " нам необходимо знать, какие аспекты деятельности в бизнесе более всего нуждаются в улучшении. И ответ на этот вопрос: качество, цена и доставка (QCD). В моей предыдущей книге: "Kaizen: ключ к успеху японской конкурентоспособности» использовались термины
качество, цена и расписание (QCS). С тех пор термин (QCD) сменил термин QCS в общепринятой терминологии.
Качество относится не только к качеству готовых товаров или услуг, но и к качеству процессов, относящихся к данным товарам или услугам. Цена относится к общей стоимости разработки, производства, продажи и обслуживания товара или услуги. Доставка означает поставку требуемого объема в срок. Когда все три условия, входящие в термин QCD удовлетворяются, потребитель неизменно доволен. Виды деятельности, касающиеся достижения QCD являются связующим звеном таких функций и видов деятельности различных отделов предприятия, как исследование и развитие, инженерные разработки, производство и послепродажное обслуживание. Следовательно, межфункциональное сотрудничество является необходимым, особенно сотрудничество поставщиков и агентов по продажам. Ответственность высшего руководства состоит в том, чтобы рассмотреть текущую позицию компании по показателям QCD на рынке, расставить приоритеты в политике достижения данных показателей. В главах этой книги собран ряд примеров иллюстрирующих, каким образом различные компании, как производственные, так и компании сферы услуг внедрили концепции и системы gemba kaizen.