Как было сказано ранее, для судна, стоящего в порту или на рейде, наиболее реальной опасностью является пожар. Предусмотренный Уставом службы порядок, при котором определенная часть экипажа после рабочего дня оставляется на борту для дежурства, имеет своей основной целью обеспечить готовность всех средств судна к успешной борьбе с огнем.
Из числа "лиц, оставляемых ежедневно на борту, формируется так называемая пожарная вахта, которая входит составной частью в минимальную норму экипажа, обязанного постоянно
•пребывать на судне.
Как известно, общее количество оставляемого на борту экипажа складывается из числа лиц, одновременно находящихся на вахте по палубе и машине, трюмных матросов и состава упомянутой выше пожарной вахты. Приведем пример расчета количества людей, которые включаются в состав пожарной вахты.
Транспортный теплоход с экипажем по штатному расписанию 45 человек, стоящий на рейде под грузовыми операциями,
-которые производятся на три трюма, обязан иметь на борту не
|
|
-менее одной трети личного состава, т. е. 15 человек. В это количество входят: вахтенный штурман, вахтенный механик, вахтенный матрос, вахтенный моторист, вахтенный электрик, вахтенный радиооператор, три трюмных матроса. Следовательно, на пожарную вахту должны быть дополнительно назначены шесть человек.
Лица, включенные в состав пожарной вахты, не имеют права отлучаться с судна. Лишь в исключительных случаях, по разрешению вахтенного помощника пожарник может сойти с борта, но тогда вместо него штурман временно назначает другого человека из числа находящихся на судне свободных членом экипажа. В течение дежурства судовые пожарники отдыхают в своих каютах, не раздеваясь и не разуваясь, чтобы по тревоге немедленно приступить к выполнению обязанностей, предусмотренных расписанием.
Список членов экипажа, назначаемых для несения пожарной вахты, ежедневно составляет старший помощник и до окончания рабочего дня вывешивает на видном месте, рядом с типовым расписанием по тревогам, какое разрабатывается на период стоянки. Одновременно указанный список заносят в журнал пожарно-вахтенной службы, хранящийся у вахтенного помощника. Рекомендуется, чтобы график несения пожарной вахты составлялся сразу на всю стоянку судна, а если она предполагается длительной, то хотя бы на пять—семь дней. Этот график старпом согласовывает с руководителями других команд, дает на утверждение капитану, заблаговременно объявляет всему личному составу.
Не позднее чем через час после окончания судовых работ вахтенный помощник собирает состав пожарной вахты и- дает ему обстоятельный инструктаж на случай, если будет объявлена тревога. Не менее двух обученных человек из числа пожарников снабжаются кислородными изолирующими приборами (КИП-7), правила пользования которыми они обязаны хорошо знать. Остальным лицам из пожарной вахты поручается в случае необходимости действовать шлангами, огнетушителями и другими средствами борьбы с огнем. Факт получения инструктажа подтверждается каждым пожарником собственноручной подписью в журнале пожарно-вахтенной службы.
|
|
Журнал пожарно-вахтенной службы должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен судовой печатью и подписью капитана. Ответственность за своевременное и правильное заполнение журнала возложена на старпома. Капитан судна и инспектирующие лица регулярно проверяют этот журнал.
В течение суточного дежурства вахтенный помощник периодически проверяет наличие на борту всего состава пожарной 109
вахты и время от времени контролирует готовность м немедленным действиям по тревоге.
Члены экипажа, назначенные в состав пожарной вахты, 'по усмотрению вахтенного помощника привлекаются поочередно к выполнению функций ночного патрулирования судна с целью обхода и осмотра всех его помещений.
Лица судового экипажа, не включенные в состав пожарной вахты, но находящиеся в данный момент на борту, обязаны в любое время суток, днем и ночью, по сигналу тревоги сразу прибыть в распоряжение вахтенного помощника и при тушении пожара действовать по его указанию. Уклонение без уважительных причин от участия в борьбе с огнем является преступным и преследуется по закону. ,^
При отсутствии на борту капитана или старшего помощнЩ ка общее руководство борьбой за живучесть судна и действия! ми по ликвидации последствий аварии осуществляет вахтен-| ный помощник. Работу технических средств тушения пожара или удаления из судовых помещений забортной воды обеспечив вает вахтенный механик, который беспрекословно исполняет1 все приказания помощника, согласовывая с ним мероприятия, какие он считает целесообразным з данных условиях провести.'