взаимодействие). Дж. Г. Мид versus бихевиоризм
Человек = организм, обладающий "self " ("личностным Я" = "самостью"):
наличие у человека self принципиально отличает его от всех прочих "организмов", обусловливает качественную специфику человеческого по-
ведения и предполагает качественно иные (в отличие от бихевиоризма) принципы его анализа.
"Ключевая идея анализа Мида заключается в том, что человек обладает «личностным Я» (self)".
Г. Блумер [4, с. 174]
"Обладание самостью человеческим существом превращает его в особый тип актера, трансформируя его отношение к миру и придавая его действиям неповторимый характер".
Г. Блумер [5, с. 13]
Наличие self означает отношение человека к самому себе как к объекту, означает, что "человек может служить объектом для своих собственных действий" [4, с. 174].
Иначе говоря: человек может относиться к себе, как к другому, и вести себя по отношению к себе, как к другому.
Внутри индивида, обладающего self, имеет место "самовзаимодействие" (внутренний диалог): человек судит самого себя, оценивает себя, спорит с собой, сердится на себя, говорит себе что-то, планирует поведение и т.д.
|
|
Обладая self, человек обладает самосознанием. Это самосознание опосредует взаимоотношения человека со средой (окружающим миром).
(Мышление = "внутренний разговор").
SELF = процесс (не структура), постоянная саморефлексия.
"Мид рассматривает эту способность человека действовать по отношению к самому себе как к объекту в качестве центрального механизма, при помощи которого человек взаимодействует с окружающим миром. Этот механизм дает возможность человеку формировать значение предметов в своем окружении и, таким образом, руководить своими действиями" [А, с. 174].
"С механизмом взаимодействия человек перестает быть отвечающим механизмом, чье поведение есть продукт того, что воздействует на него извне как с внешней, так и с внутренней стороны. Вместо этого он действует по отношению к миру, интерпретируя то, что противопоставлено ему, организуя свое действие на основе интерпретации" [5, с.14].
Таким образом, наличие у человека self предполагает, что действующий индивид постоянно интерпретирует объекты внешнего мира (т. е. конституирует их значения), прежде чем действовать, и что дальнейшее поведение индивида выстраивается исходя из этих интерпретаций (значений). Реакция индивида на стимул опосредована интерпретацией, и такая интерпретация превращает "стимул" в "объект": для поведения значим не стимул сам по себе, а то значение, которое ему придается интерпретацией.
|
|
Интерпретация = "репетиция в воображении" = формирование значений = использование символов для обозначения объектов среды.
"В любом из своих бесчисленных действий... индивид мысленно обозначает для себя различные объекты, наделяя их значением, определяя их уместность для своего действия и принимая решение на основе этой оценки. Вот что подразумевается под интерпретацией, или действованием на основе символов" [4, с. 174-175].
"Сознательная жизнь человека с того времени, как он просыпается утром, и до того, как он засыпает вечером, представляет собой сплошной поток формирования значений вещей, с которыми он имеет дело и которые он принимает во внимание. Таким образом, человек, его организм взаимодействует с окружающим миром посредством механизма формирования значений. Именно этот механизм включен в интерпретацию действий других. Интерпретировать действие другого — это определить для себя, что действие имеет то или иное значение, тот или иной характер" [4, с. 174].
ЗНАЧЕНИЕ = это реакция, которую вызывает некоторый объект (жест) как у того, к кому он обращен, так и у того, кто его производит; или — = готовность (диспозиция, установка, attitude) осуществить данную реакцию, т. е. действовать тем способом, который предполагается жестом.
"Значение есть сознание диспозиции" — Дж.Мид (цит. по [1, с.65]).
Значение = это "значащий символ" (звуковой жест или слово).
СИМВОЛЫ: устойчивые значения, фигурируя во взаимодействиях, становятся универсальными "значащими символами".
Мы мыслим посредством символов; эти символы универсальны, поскольку универсальны их значения.
Значения не субъективны, не индивидуальны; они объективно существуют в сфере социального опыта индивидов (значение = символ = отношение между определенными фазами социального акта).
Мышление выводится из поведения (см. выше).
Символы всегда адресованы кому-то -» поэтому мышление, осуществляющееся посредством символов, является "внутренним диалогом".
Роль осознания значения символов в возникновении Я (self), сознания и самосознания.
Совокупность значений = символическое содержание сознания, содержание опыта индивида.
"...Сформировать значение чего-то — значит выделить это из окружения, отделить, придать этому смысл или, по терминологии Мида, превратить это в объект" [4, с. 174].
"ОБЪЕКТ": объект конституируется человеком посредством процедуры интерпретации (формирования значений) элементов внешнего мира:
"сформировать значение чего-то — значит... превратить это в объект. Объ
ект, — т. е. то, что индивид мысленно обозначает, — отличается от стимула.
Отличие объекта от стимула заключается в том, что объект не может воз
действовать на индивида непосредственно и не может быть идентифицирован
независимо от индивида. Значение объекта придается ему индивидом. Объект
является продуктом диспозиции индивида действовать, а не стимулом, который
вызывает действие. Индивид не окружен уже существующими объектами, кото
рые воздействуют на него и вызывают его действия. На самом деле индивид
сам конструирует свои объекты на основе осуществляемой им деятельности"
[4, с. 174].________________________________________________
Иначе говоря:
(1) self (сознание=самосознание=саморефлексия) обусловлено поведением (взаимодействием индивида со средой) и возникает только в этом взаимодействии; вне взаимодействия со средой возникновение self, сознания невозможно.
(2) Self, поскольку оно возникло, опосредует процесс взаимодействия человека со средой и обусловливает специфически человеческий (социальный) способ взаимодействия со средой, характеризующийся осознанностью.
(3) Участие сознания в процессе взаимодействия индивида со средой состоит в конституировании объектов (формировании значений, с которыми соотносится действие).
|
|
(4) Человек живет не в мире стимулов, на которые он должен реагировать, а в мире сконструированных им объектов, в мире значений и символов: человек живет в том мире, который он создал сам и постоянно воссоздает во взаимодействии со средой.
(5) Действие человека не протекает в ответ на стимулы, а конструируется исходя из значений объектов, на которые ориентировано это действие ("репетируется в воображении").
"...Действия конструируются или строятся, а не просто протекают. Какое бы действие ни предпринимал человек, он всегда мысленно для себя обозначает различные вещи, которые надо принять во внимание в ходе этого действия... Его действие строится шаг за шагом посредством формирования значений. Индивид объединяет в единое целое свое действие и руководит им, принимая во внимание различные вещи и интерпретируя их значимость для своего будущего действия...
Процесс конструирования действия посредством формирования значений не укладывается ни в одну из принятых психологических категорий... Формирование значений — это развивающийся коммуникативный процесс, в ходе которого индивид замечает предмет, оценивает его, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. Человек противостоит миру и другим людям посредством этого процесса, а не просто при помощи «эго»" [4, с. 175].