Различия в индивидуальных перспективах, обусловленное разными биографическими ситуациями, преодолеваются при помощи двух основных идеализации, свойственных обыденному мышлению:
(1) идеализации взаимозаменяемости точек зрения;
(2) идеализации совпадения систем релевантностей.
Вместе они образуют "общий тезис взаимности перспектив".
Из работы "Обыденная и научная интерпретация человеческого действия" (1953), [4, с. 131].
"В естественной установке повседневного мышления я считаю само собой разумеющимся, что другие, обладающие разумом люди существуют. Это значит, что объекты мира, в принципе, познаваемы для них либо актуально, либо потенциально. Это я знаю без доказательств и сомнений. Но я также знаю и считаю само собой разумеющимся, что «тот же самый» объект должен означать нечто различное для меня и для любого другого человека...
Повседневное мышление преодолевает различия индивидуальных перспектив, являющиеся следствием этих факторов, с помощью двух основных идеализации:
1) взаимозаменяемости точек зрения (я считаю само собой разумеющимся и предполагаю: другой считает так же, что, если я поменяюсь с ним местами и его
«здесь» станет моим, я буду находиться на том же самом расстоянии от объектов и видеть их в той же самой типичности, что и он в настоящий момент. Более того, в пределах моей досягаемости будут находиться те же самые вещи, что и у него сейчас. Действительно также и обратное отношение);
2) совпадения системы релевантностей. До тех пор, пока не доказано обратное,
я считаю само собой разумеющимся — и предполагаю, другой считает так же —
что различия перспектив, порождаемые нашими уникальными биографическими си
туациями, несущественны с точки зрения наличных целей любого из нас. И что он,
как и я, т. е. «мы», полагаем, что выбрали и интерпретировали актуально и по
тенциально общие объекты и их характеристики тем же самым или, по крайней
мере, «эмпирически тем же самым», т. е. тем же самым, с точки зрения наших
практических целей, образом". ____________________________________________
Обе идеализации — типизирующие конструкты объектов мышления; благодаря типизации они преодолевают уникальность индивидуального опыта.
Благодаря им сектор мира, само собой разумеющийся для меня, является таковым и для другого (партнера), причем любого другого -> это мир, само собой разумеющийся для "нас".
Благодаря взаимности перспектив возникает общее знание, которое "представляется объективным и анонимным". Это основа "образа жизни, рассматриваемого как естественный, нормальный, правильный членами «мы-группы»". Это интерсубъективное знание.