Основные идеи. Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) использует для объяснения два основных понятия: стимул (S) и реакция (R)

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) использует для объяснения два основных понятия: стимул (S) и реакция (R). Созна­ние и прочие субъективные понятия отрицаются, бихевиоризм стре­мится иметь дело только с наблюдаемыми фактами, каковыми являются стимулы и реакции. В этом смысле поведение, сколько бы оно ни было сложным, может быть исследовано, как и любой другой наблюдаемый феномен.

По Скиннеру, личности как изолированной самости нет ме­ста в научном анализе поведения. Личность определяется им как сумма паттернов поведения. Паттерном поведения называется некоторая целостная совокупность поведенческих реакций. Раз­личные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каж­дая индивидуальная реакция основана исключительно на пре-


дыдущем опыте и генетической истории. Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точки зрения Скиннера, — только тонкие объяснительные фикции, также он отрицает спонтанность и источники поведения, лежащие вне жизненно­го опыта.

Если И. Павлов открыл механизм образования условных реф­лексов (реакций) при сочетании безусловного рефлекса с неко­торым условным сигналом, то Скиннер существенно расширил эту схему, предложив модель так называемого оперантного обус­ловливания — награждения за желательные и наказания за неже­лательные реакции.

Если Павлов присоединял к старой реакции новый стимул, то бихевиористов интересовало прежде всего образование новых реакций. Желательные или целесообразные реакции могут полу­читься случайно (метод проб и ошибок) или могут быть вызва­ны намеренно (например, с помощью словесной инструкции у человека), но подкрепляющий стимул, даваемый после их по­лучения, способствует их закреплению и повторению. Наказа­ние (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает ве­роятность нежелательных реакций. Позитивные и негативные подкрепляющие стимулы регулируют поведение и управляют им. В природе естественным образом подкрепляются правильные, способствующие решению задачи реакции и наказываются не­правильные.

Первичные подкрепителиэто прямые физические вознагражде­ния. Вторичные подкрепителинейтральные стимулы, которые ас­социируются с первичными подкрепителями, так что сами начина­ют действовать как награды. Деньги или обещание денег — один из примеров вторичного подкрепления.

Скиннера больше интересует управление поведением, чем его предсказание. Он считает, что «мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или мы отказываемся заниматься уп­равлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Та­кие меры только ослабляют нас, оставляя силу в руках других. Первый шаг к защите от тирании — это максимально возможное обнаружение техники управления» [3].

Главный вывод, который сделали бихевиористы из тщательно проведенных экспериментов, — награждение обучает лучше, чем наказание!

Наказание информирует наказуемого о том, чего не надо делать, но не сообщает, что делать. Оно не дает возможности человеку научиться тому, какое поведение в данной ситуации является луч­шим. Это основное препятствие эффективному обучению, тем более что неверных форм поведения гораздо больше, чем пра­вильных.


Пример.

Надень рождения к подруге мама привела семилетнего сына в прекрас­ном чистом костюмчике с галстуком. По всему было видно, что его тщательно инструктировали, как надо себя вести за столом. Он старался вести себя как истинный джентльмен, но попал в затруднительное положение, стольхарак-терное для маленькихдетеи. Когда на тарелке осталось несколько горошин и кусочков жареной картошки, он никак не мог поймать их вилкой. Он было хо­тел сделать движение большим пальцем другой руки, чтобы загнать непо­корные горошины на вилку, но, видно, ему это было категорически запреще­но. Поэтому он делал небольшие движения большим пальцем, но тут же останавливался. Он задумался, и тут его осенило! Он помог горошку с помо­щью локтя своего прекрасного костюмчика (ведь это же не запрещалось!).

Пример.

В маршрутном такси бабушка разговаривает с внучкой примерно четы­рех лет. Внучка о чем-то громко спросила бабушку, но та то ли не услыша­ла, то ли не захотела отвечать. Внучка очень звонко спрашивает бабушку: «Бабушка, ты что, оглохла?! Я тебя спрашиваю, а ты не отвечаешь...»

Бабушка очень спокойно и выдержанно: «Так нельзя говорить бабушке: "Ты что, оглохла?"»

— (Так же звонко.) А как?

— Так нельзя говорить бабушке: «Ты что, оглохла?»

— А как?

— Так нельзя говорить бабушке...

— А как?

И так далее... Пока маршрутка не остановилась на конечной остановке.

Наказываемые способы поведения не исчезают; они почти все­гда возвращаются, обычно замаскированные (сопровождаемые) другими способами поведения. Вспомните, что делают школьни­ки, которых «гоняют» за курение в туалетах. Тюрьма — прекрас­ная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Дру­гая сторона наказания состоит в том, что оно поощряет наказую-щего, развивая в нем тиранические навыки.

Наказание неэффективно прежде всего потому, что практически никогда не совпадает по времени с моментом совершения нежела­тельного действия, поэтому и животное (а также и человек), чье поведение пытаются изменить, не понимает наказание как след­ствие собственных действий, скорее наказание понимается им как месть и реванш, произвол со стороны наказующего.

Кроме того, наказание невозможно отменить, изменив поведение, ведь все уже совершилось. Поэтому изменений и не происходит, единственное изменение состоит в том, что человек (или живот­ное) стремится больше не попадаться. Наказуемые формы пове­дения возвращаются потом в скрытой или завуалированной фор­ме. Как говорил Б.Ф.Скиннер, успехи мизерны, но вера в нака­зание безгранична.


3 Л и иле



Награждение правильных ответов существенноулучшает обуче­ние. Это более эффективно, чем управление посредством наказа­ния, поскольку награждение направляет поведение к цели. Гораз­до легче обучить человека или животное желательному поведе­нию, которое делает нежелательное поведение ненужным и даже невозможным, чем бороться с его нежелательным поведением. Награждение, если оно совпадает по времени с совершаемым дей­ствием, является мощнейшим способом его закрепления. Оно побуж­дает человека повторять данное действие и развивает стремление продолжать обучение. Что немаловажно, награждение делает доб­рее самого обучающего.

Пример.

В зоопарке Бронкса служители замучились с гориллой. Им было нужно, чтобы она выходила из клетки в вольер для того, чтобы можно было почи­стить внутреннюю клетку, но она взяла манеру сидеть в дверном проеме и, обладая недюжинной силой, не давала закрываться скользящей двери. Когда служители клали пищу снаружи или подманивали ее бананами, го­рилла либо не обращала на них внимания, либо хватала пищу и бежала обратно к своей двери, прежде чем ту успевали закрыть. Дрессировщика, работавшего при зоопарке, попросили разобраться. Он объяснил служите­лям, что размахивание бананами и подбрасывание пищи было попыткой подкрепить действие, которое еще не совершилось (выделено мной. — Н.Л.). Надо было не замечать животное, пока оно сиде­ло в дверях, но подкреплять пищей, если оно выйдет оттуда самостоятель­но. Проблема была решена [2].

Конкретные эксперименты на животных показали, что обуче­ние с помощью наказания более длительно, чем с помощью на­граждения, и полученные навыки быстро забываются.

Награждение хорошо сочетается с нейтральными стимулами, такими, например, как деньги, которые затем становятся вто­ричными подкрепителями.

Пример.

Если тренер хочет приучить дельфина высоко прыгать на середине бас­сейна, то вряд ли он сможет подвесить рыбку именно там на должной вы­соте. Если же дельфина кормить после прыжка, когда он подплывет к краю бассейна, то он поймет, что его награждают за то, что он подплыл к трене­ру. Поэтому во время кормления тренер свистит в свисток и дельфин при­учается, что свисток — это награда. Теперь, когда он выпрыгивает из воды, его награждают свистком, потом награждают только за высокие прыжки на середине бассейна и т.д. Это оказалось вполне эффективным методом обучения.

Награждение очень селективно, оно ведет прямо к цели, показыва­ет, как надо делать.


Пример.

В свое время, пользуясь этим методом, я быстро обучил своего сына 2,5 лет собирать мозаику (пазлы) по заданной картинке. Он, конечно, не знал, как за это взяться, и боялся неудачи. Я посадил его ксебе на колени, собрал при нем половину картинки, затем взял деталь мозаики, подставил ее к правильному месту и сделал вид, что не знаю, куда ее положить: «Куда же ее деть? Куда же?» «Вот сюда», — подсказал он. «Молодец! А я-то не знал». Следующую деталь также и т.д. Каждый раз — щедрая похвала. Так продолжалось несколько дней, затем посредине работы я говорю: «Из­вини, у меня дела, я скоро приду». Смотрю — сидит, собирает целый час самостоятельно, раньше столько и не заставишь высидеть ни за каким за­нятием. Все собрал сам. Тогда еще более щедрая похвала. С тех пор с этим делом не было никаких проблем: новые картинки собирались момен­тально, и это стало увлечением на несколько лет. Другие ребята не знали, как подступиться к этой задаче и в 5, и даже в 7 лет.

Известен опыт применения так называемых жетонов Скинне-ра в тюрьмах и в психиатрических лечебницах. Эти жетоны выда­вались заключенным или больным за одобряемое поведение. По­том они обменивались на желательные для субъекта ценности (си­гареты, билеты в кино, краткий отпуск и т.д.). Эксперименты показали весьма существенное изменение поведения и у тех и у других в лучшую сторону.

На принципах выработки необходимых навыков и награжде­нии построено и программированное обучение по Б. Ф. Скиннеру. Суть этого метода состоит в том, что весь объем учебного матери­ала, который должен быть усвоен, делится на мелкие порции, каждую из которых легко понять, затем идут проверочные упраж­нения, включающие систему подсказок (предлагается выбор из нескольких вариантов ответов). После решения задач можно пере­ходить к следующей порции знаний. Обучаемый всегда получает положительное подкрепление, поскольку легко усваивает неболь­шой «кусочек» знаний и справляется с заданиями, исключается риск, что он будет решать задачу, не соответствующую его уров­ню знаний. Каждый может идти в своем темпе, если необходимо, можно легко вернуться к непонятому материалу. Особенно эф­фективно такое обучение благодаря использованию компьютера, скорость обучения возрастает порой в 10 раз.

Система обучения во многих школах также сейчас основывает­ся только на системе наград и поощрений, что приводит к повы­шению успеваемости и к удивительному рвению учеников.

Кроме награждения и наказания существуют и другие формы управления поведением (см.: Прайор К. Не рычите на собаку! — М., 1995), например, отрицательное подкрепление. Это неприят­ное воздействие на индивида, но в отличие от наказания оно не наносит ему серьезного ущерба, происходит в момент соверше­ния нежелательного действия, субъект воспринимает его как след-


ствие собственных действий, а главное, этого воздействия можно избежать, изменив свое поведение. Например, если студенты шу­мят во время семинара, можно громко звонить в колокольчик до тех пор, пока они не замолчат, но как только их поведение изме­нится, воздействие тоже должно прекратиться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: