Критически переосмыслил традиционную классно – урочную систему Я. А. Коменского, создал новую систему, базирующуюся на последних достижениях этики и психологии. Высшая цель воспитания состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Воспитание должно основываться на следующих этических идеях: 1.совершенства, определяющего направление, область и силу устремлений личности;
2. доброжелательности, обеспечивающей согласование и подчинение собственной воли и воли других;
3. права, предупреждающего нарастание конфликтов между людьми;
4. справедливости, налагающей обязанности компенсировать неприятности и обиды, нанесенные другими людьми;
5. внутренней свободы, позволяющей согласовать волю человека с его желаниями и убеждениями.
Из современной ему психологии, он взял два основных положения:
1) не существует никаких наследственных или приобретенных психических предрасположений;
2) вся психическая жизнь складывается на основе представлений.
|
|
Основные черты этой системы следующие:
Главная задача школы- забота об интеллектуальном развитии учащихся, а воспитание- дело семьи. Задача руководства- обеспечить постоянную занятость учеников, организацию их обучения, наблюдение за их физическим и интеллектуальным развитием, приучение к порядку.
В тесном сочетании обучения с дисциплиной, объединение знаний с развитием, чувств и воли учеников - в этом и заключается сущность воспитывающего обучения.
Главный вклад педагога в дидактику состоит в вычленении ступеней обучения. Его схема такова: ясность- ассоциация- система- метод. Его схема включала подготовку нового материала, его изложение, согласование с ранее изучавшимся, обобщение и применение.
Элементы дидактики существуют в начальной школе и сегодня.
Теория широко распространилась в середине 19 века, но постепенно пришла в упадок. Таким образом, от чрезмерной строгости пришлось отказаться.