Общие- индивидуальные-

выражают качества, предполагается воспитание

которые должны быть отдельного человека

сформированы у всех людей

Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую устремленность воспитания. при практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты.

Цель воспитания – определяющая характеристика воспитательной системы. Именно цели и средства их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей воспитания и осуществляющих воспитательные системы. Широк диапазон различий между целями – от незначительных изменений отдельных качеств человека до кардинальных изменений его личности.

Цели воспитания определяются из стремления достичь воспитательного идеала, принятого обществом.

В современном обществе идеал – это совершенный, всестороннее и гармонически развитый человек. Закономерности физиологического созревания организма, психическое развитие людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность целей.

Главным фактором установление целей в государственной системе воспитания является идеология, политика государства. Даже в современной школе стараются сохранить национальные особенности, традиции воспитания.

В последнее время в мировой педагогике человек не рассматривается как средство для достижения цели, он сам – цель.

История педагогики – это длинная цель зарождения, осуществления и отмирания целей воспитания. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно – исторический характер.

Кроме уже известного фактора – политики, идеологии государства, имеют важное значение потребности общества, они обусловлены способом производства – уровнем развития производственных сил и характером производственных отношений. Цель и характер воспитания всегда соответствуют уровню развития производственных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно – экономической формации.

Рассмотрим представителей, внесших вклад в развитие воспитания:

1. Платон – отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств.

2. Аристотель – писал о воспитании мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты.

3. Я.А. Коменский – безгранично верил в силу воспитания. по его мнению, воспитание должно быть направленно на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

4. Дж. Локк – считал, что главная цель воспитания – сформировать джентельмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

5. К. Гельвеций – утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель» - она выражена как стремление к благу общества, т.е. к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа граждан.

6. Ж.Ж.Руссо – твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям. Задача воспитания – создать человека.

7. И.Песталоцци – говорил, что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать = обеспечивать гармоничное развитие сил и способностей человека.

8. И.Кант – цель воспитания – готовить воспитанника к завтрашнему дню. Последователь И. Канта, Ф. Рейн конкретизировал эту цель.

9. И. Гербарт – целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоничное формирование человека. Идеал воспитания – доброжелательный человек.

10. В.Г.Белинский в 40-е г. 19в. Писал о воспитании борца с крепостничеством и царизмом.

11. А.И. Герцен – цель воспитания – подготовка свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

12. Н.Г. Чернышевский – цель воспитания – подготовить человека общественного, идейного, прямого и честного, с разумной долей эгоизма (своеобразное сочетание личного с общественным).

13. К.Д.Ушинский – воспитанный человек – это прежде всего человек нравственный. Цель воспитания, которая похожа на мечту, это обеспечить каждому, появившемуся на свет, всесторонне и гармоничное развитие.

Наивысшая цель воспитания – совершенный, всесторонне и гармонично развитый человек.

Состояние школы, в 80-е гг., отражает кризисное состояние общества, руководимого однопартийного календарно – административной системы. Начавшаяся в апреле 1985г. перестройка общества высветила это противоречие, показала нецелесообразность односторонней ориентации воспитания, потребовала повернуть учебно – воспитательный процесс к человеку, создать условия для полноценного развития и реализации его личных планов и жизненных устремлений. Воспитанию сегодня отводится главная роль в реализации намеченных демократических преобразований.

Большим недостатком школы, превращенной в государственное бюрократическое учреждение, стала унификация воспитания, приведшая к всеобщему усреднению. Единообразие и единомыслие лишили учебные заведения, учителей и учеников способности к саморазвитию, самоопределению, самосовершенствованию. Неизбежным следствием стало отчуждение детей от школы, учителей, снижение качества обучения и воспитания, рост неудовлетворенности. Падает социальный престиж воспитанности и образованности, начинается интеллектуальная и моральная деградация общества.

Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. менять ее на какую то другую бессмысленно. А вот совершенствовать, делать правильные выводы необходимо, развивая систеиу в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.

Таким образом, новая российская школа сохраняет поставленную лучшими умами человечества высокую цель всестороннего и гармоничного развития человека. Но сегодня она формулируется скромнее и по-деловому: способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: