Цель изучения темы – сформировать у студентов представление о характерных чертах педагогической профессии.
Задачи изучения темы:
1) рассмотреть основные вехи процесса становления и развития педагогической профессии в истории человечества;
2) охарактеризовать различные типы педагогических профессий;
3) выявить основные тенденции в современном состоянии отечественной системы образования в целом и школе в частности.
Объем темы: 2 часа.
Содержание темы:
Мир профессий. Профессии типа «человек-человек».
Общая характеристика педагогической профессии. Школа – история рождения явления. Возникновение и становление педагогической профессии: допрофессиональный этап, условно профессиональный этап, собственно профессиональный этап, современный этап. Особенности становления и развития педагогической профессии в России.
Типология современных педагогических профессий.
Современная школа: поиски и достижения. Виды учреждений, представляющих образовательные услуги. Школа как система, обеспечивающая возможность совместной педагогической деятельности. Поиск нового облика современной школы.
Перспективы развития педагогической профессии.
Методы: лекция.
Литература: 1, 2, 3, 7, 9, 10, 15-17, 22-25, 27, 28, 30, 31, 33, 39, 42, 43.
Вопросы для самопроверки:
1) В чём состоит своеобразие педагогической профессии?
2) Какие факторы обусловили возникновение педагогической профессии?
3) Назовите основные качества, характеризующие представителя группы профессий «человек-человек».
4) Перечислите и охарактеризуйте основные этапы возникновения и развития педагогической профессии.
5) В чём заключаются особенности становления и развития педагогической профессии в России?
6) Охарактеризуйте различные типы профессиональной педагогической направленности.
7) В каком соотношении находятся понятия «педагог», «учитель», «воспитатель»?
8) Каковы тенденции развития школьного образования в современной России?
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1) Составить словарь по основам работы с литературными источниками («план», «конспект», «реферат», «глоссарий», «саммари», «аннотация», «тезис», «антитезис»).
2) Можете ли вы на основе своего личного ученического опыта, личных ценностей и приоритетов оценить ситуацию в современной системе школьного образования? Какими вам видятся «плюсы» и «минусы» современной российской школы?
3) Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.
4) Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.
Эссе, рефераты или доклады по теме:
1) Реферат на тему: «Особенности становления и развития педагогической профессии в России».
2) Эссе на тему: «Каковы мотивы выбора мною педагогической профессии?».
3) Эссе на тему: «Есть ли явные противопоказания к выбору профессии «педагог»?
4) Эссе на тему: «Я и школа».