После того как Павел говорит (Рим. 1:18 — 3:20), что никто не может сам сделать себя праведным перед Богом (<■ Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть», Рим. 3:20), он объясняет, что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23,24, курсив мой. — У Г.). «Благодать» Бога означает Его «незаслуженную благосклонность». Поскольку мы не всо-стоянии заслужить эту благосклонность у Бога, единственный путь быть признанными праведными заключается в том, что Бог свободно предоставляет нам спасение по благодати, совершено независимо от наших дел. Павел утверждает: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не отдел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, ср.: Тит. 3:7, курсив мой. — У. Г.). Благодать явно противопоставляется делам и заслугам, именно она стала причиной, по которой Бог пожелал оправдать нас. Бог не обязан был вменять наш грех Христу или вменять нам праведность Христа; это произошло лишь по Его благосклонности, не заслуженной нами.
|
|
В отличие от римско-католического учения о том, что мы оправдываемся благодатью Божьей плюс в определенной мере нашими собственными заслуга-ми, будто мы делаем самих себя подходящими для принятия благодати опраи-дания и будто мы возрастаем в этом качестве через наши добрые дела, Лютер и реформаты настаивали, что оправдание обретается одной лишь благодатью, а не благодатью плюс собственные заслуги.
1 ; fl Д. Бог оправдывает нас по нашей вере в Христа "'' ':""'
В начале этой главы мы отметили, что оправдание обретается после спасительной веры. Павел ясно говорит об этом: «Мы уверовали во Христа Иису-
Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом!
са, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдывается никакая плоть» (Гал. 2:16, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел указывает, что сначала обретается вера, и именно ради того, чтобы быть оправданным. Он также говорит, что Христос обретается «чрез веру» и что Бог является «оправдывающим верующего в Иисуса» (Рим. 3:25,26). Вся гл. 4 Послания к Римлянам — это доказательство того факта, что мы оправдываемся верой, а не делами, также как Авраам и Давид. Павел говорит: «Оправдавшись верою» (Рим. 5:1),
Писание отнюдь не говорит, что мы оправдываемся благодаря благому характеру, который внутренне присущ нашей вере, словно бы вера была некоей заслугой перед Богом. Писание не позволяет нам думать, что наша вера сама по себе есть заслуга перед Богом. Напротив, Писание говорит, что мы оправдываемся «чрез» веру, подразумевая, что вера — инструмент, посредством которого нам даруется оправдание, а не что-то заслуживающее благосклонность Бога. Мы оправдываемся исключительно благодаря заслугам Христова труда (Рим. 5:17—19)|!.
|
|
Однако мы можем задаться вопросом, почему Бог избрал веру в качестве того состояния сердца, которым мы и достигаем оправдания, Почему Бог не решил даровать оправдание всем тем, кто показывает искреннюю любовь? Или радость? Или удовлетворенность? Или смирение? Или мудрость? Почему Бог избрал веру в качестве средства, с помошью которого мы оправдываемся?
Очевидно, что все обстоит именно таким, а не иным образом, потому что вера — это то состояние сердца, которое прямо противоположно самоуверенности. Когда мы приходим к Христу в вере, мы говорим главное: «Я сдаюсь! Я больше не могу полагаться на самого себя и на мои добрые дела. Я знаю, что сам я не могу сделать себя праведным перед Богом. Поэтому, Иисус, я доверяюсь Тебе и полностью полагаюсь на Тебя, чтобы обрести праведность перед Богом». Таким образом, вера — полная противоположность состояния, в ко-■ тором человек полагается на себя самого, а потому вера — это то состояние,
13 Примером из обыденной жизни может служить получение чека за работу, выполненную для нанимателя. «Способом» или «инструментом», с помощью которого я получаю этот чек, является то, что я протягиваю руку и вынимаю конверт из моего почтового ящика, а затем открываю его и достаю чек. Но работодатель не платит мне ни за одно из этих действий. Плата осуществляется исключительно за работу, которую я выполнил еще по этого. Ведь вытаскивание чека из конверта не принесло мне ни цента из заработанных мною денег — это был просто инструмент или способ, который я использовал, чтобы получить деньги. Сходным образом и пера есть инструмент, который мы используем, чтобы получить оправдание от Бога, но сама по себе она ни н коей мере не является заслугой. (Эта аналогия полезна, но несовершенна, поскольку прежде я все же работал, чгойы заслужить деньги, тогда как оправдание основано на труде Христа. Аналогия была бы точнее, если бы я работал, а затем умер, а уже затем моя жена вынула бы чек из почтового ящика.)
Часть V. Учение об искуплении
которое превосходно подходит для спасения, которое совершенно не зависит от наших заслуг, но полностью обусловлено свободным даром Божьей благодати. Павел объясняет это, когда говорит: «Итак по вере, чтоб было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама» (Рим. 4:16, курсив мой. — У. Г.). Вот почему реформаты, начиная с Мартина Лютера, так настойчиво утверждали тот факт, что оправдание обретается не через веру плюс в определенной степени наши заслуги или добрые дела, а через одну только веру. «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие14 не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8,9, курсив мой. — У. Г.). Павел постоянно повторяет, что «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20); о том же самом идет речь в Послании к Галатам 2:16; 3:11; 5:4.
Однако согласуется ли это с Посланием Иакова? Что Иаков имеет в виду, когда говорит: «Видите л и, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:24, курсив мой. — У. Г.). Здесь мы должны отдавать себе отчет в том, что Иаков употребляет слово «оправдывать» не в том смысле, в котором это слово употребляет Павел. В начале этой главы мы отметили, что слово «оправдывать» обладает целым рядом значений и что одно из самых распространенных — «признать праведным», но мы также должны отметить, что греч. дисаюсо может также означать «демонстрировать или выказывать праведность». Например, Иисус сказал фарисеям: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк. 16:15). Суть заключалась не в том, что фарисеи делали здесь и там официальные заявления о том, что они были «невиновны» перед Богом, а втом, что фарисеи всегда старались показать другим, что они были праведны в своих внешних поступках. Иисус знал, что на самом деле они вовсе не были таковы: «Но Бог знает сердца ваши» (Лк. 16:15). Таким же образом и законник, который решил испытать Иисуса, спросив Его, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, на первый вопрос Иисуса ответил верно. Но когда Иисус сказал ему: «Такпоступай, и будешь жить», законник не был удовлетворен. Лука говорит: «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?» (Лк. 10:28,29, курсив мой. — У. Г.). Он не хотел заявить, что он невинен в глазах Бога; скорее он хотел «выказать себя праведным» перед теми, кто его слушал. Есть и другие примеры употребления слова «оправдывать» в значении «выказывать себя праведным»: Мф. 11:19; Лк. 7:35; Рим. 3:4.
|
|
Трактовка гл. 2 Послания Иакова зависит не только оттого, что мы принимаем «выказывать праведность» в качестве значения слова «оправдываты,
14 Слово, переведенное как «сие», — это местоимение среднего рода топта, которое относится не к слону «вера» и не к слову «благодать» (поскольку по-гречески это имена существительные женского рода), но к предыдущему высказыванию в целом, которое содержит в себе мысль о том, что вы были спасены благодатью через веру.
Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)
-
но также и от того, что это значение согласуется с контекстом гл. 2 Послания Иакова. Когда Иаков говорит: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» (ст. 21, курсив мой. — У. Г.), он говорит о чем-то, происшедшем позже в жизни Авраама, о жертвоприношении Исаака, описанном в Быт. 22. Это произошло гораздо позже времени, описанного в Быт. ] 5:6, когда Аерам поверил Богу, «и Он вменил ему это в праведность». Но именно это более раннее событие в начале отношений Авраама и Бога Павел приводит в гл. 4 Послания к Римлянам. Павел говорит о том времени, когда Бог раз и навсегда оправдал Авраама, вменив ему праведность в результате веры Авраама в Бога. А Иаков говорит о гораздо более позднем событии, происшедшем после того, как Авраам в течение многих лет прождал рождения Исаака, и после того, как Исаак стал достаточно взрослым, чтобы быть в состоянии нести дрова на гору для жертвоприношения. Тут Авраам «показал себя праведным» своими делами, и в этом смысле Иаков говорит, что Авраам оправдался делами, «возложив на жертвенник Исаака, сына своего» (Иак. 2:21)15.
|
|
Такое понимание подтверждается и более широким контекстом рассуждения Иакова. Он подчеркивает, что простое интеллектуальное согласие с Евангелием — это такая «вера*, которая вовсе верой не яамется. Он спорит с теми, кто говорит, что у них есть вера, но в их жизни не видно никаких изменений. Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Иаков просто говорит здесь, что «вера» без результатов, или *дел», вовсе не является верой, это «мертвая» вера. Он не отрицает ясного учения Павла о том, что оправдание (в смысле официального признания Богом того, что наши грехи прошены) достигается одной только верой, а не делами закона; он просто утверждает совсем другую истину, а именно что «оправдание», в смысле внешней демонстрации праведности, происходит только тогда, когда мы наблюдаем свидетельства этого в чьей-либо жизни. Иными словами, Иаков говорит, что человек «показывает себя праведным делами, а не одной только верой». С этим, несомненно, согласился бы и Павел (2 Кор. 13:5; Гал. 5:19-24).
Практические выводы из учения об оправдании одной только верой име-ютофомное значение. Во-первых, это учение дает нам возможность дать подлинную надежду неверующим, которые осознают, что они никогда не смогут сами сделать себя праведными перед Богом: если спасение— безвозмездный дар, который обретается одной только верой, то любой, услышавший Благую
|; Ведь Иаков цитирует текст «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» в ст. 23, но говорит при этом, что слово Писания «исполнилось», когда Авраам принес е жертву своего сына, явно имея в виду, что прежнее признание праведности гош вылилось в дела; в жизни Авраама стало видно, что оправдание было истинным, именно тогла, когда он возложил Исаака на щттарь.
Часть V. Учение об искуплении
весть, может надеяться, что вечная жизньдаруется безвозмездно и может быть обретена.
Во-вторых, это учение дает нам уверенность в том, что Бог никогда не принудит нас нести наказание за грехи, которые забыты в заслугах Христа. Конечно же, мы можем продолжать страдать от обычных последствий греха (алкоголик, бросивший пить, может ощущать физическую слабость до конца своей жизни, а вор, который оправдан, может, тем не менее, отправиться в тюрьму, чтобы понести наказание за преступление). Более того, Бог может дисцитини-ровать нас, если мы продолжаем неповиновение Ему (см.: Евр. 12:5-] 1), и Он делает это по любви и ради нашего же блага. Но Бог никогда не будет мстить нам за наши прошлые грехи, или принуждать нас нести наказание за них, или в гневе наказывать нас, намереваясь причинить нам боль. «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Этот факт должен приносить нам огромную радость. Мы должны быть уверены, что Бог принял нас и мы стоим пред Ним как «невиновные» и «праведные» навеки.
'-•-гя'д-ш:,*&.]-, Вопросы для самостоятельной работы ■■■ws4i*->v:1;-
-::«-■«У^УЛ-ц,н1 й1У!й.-Ц ' ,...
1. Уверены ли вы в том, что Бог признал вас навечно «невиновным» в Своих
глазах? Знаете ли вы когда это случилось в вашей жизни? Вы совершили что-либо,
что стало причиной вашего оправдания? Вы совершили что-либо такое, чем за
служили оправдание? Если вы не уверены, что Бог оправдал вас полностью и на
всегда, есть ли что-нибудь, что вам необходимо сделать прежде, чем это случит
ся? Что вас убедило бы в том, что Бог безусловно оправдал вас?
2. Представьте, что вы стоите перед Богом в Судный день; как вы полагаете,
достаточно ли просто получить прощение грехов? Или же вы ощущаете, что не
обходимо, чтобы вам была вменена праведность Христа?
3. Как вы полагаете, нажна ли разница между римско-католическим и проте
стантским взглядами на оправдание? Опишите, как бы вы оценивали ваши взаи
моотношения с Богом, если бы разделяли римско-католический взгляд на оправ
дание. Современные католики, которых вы знаете, придерживаются такого же
взгляда на оправдание, или у них другая точка зрения?
4. Вы когда-нибудь задумывались о том, наказывает ли вас все еще время от
времени Бог за те грехи, которые вы совершили в прошлом, может быть уже
очень давно? Как учение об оправдании помогает вам справиться с этими ощу
щениями? '- ■ ' ' ''■ ■' - ■ ' "■.''■.
('■ f.'..4ijft,.tr-vE.:th.
Специальные термины
1:..Jt: iit OEJjd L-l вменить |
внедренная праведность
Глава 35. Оправдание (стать праведным пред Богом)
Лгк ' "' |
' ' -'Библиография
Соответствующие разделы >L, ч
в евангельских систематических богословиях
1. Англиканские (епископальные)
.и. v.-wu A.0, |
1S8.2-1892 Litton, 265-320
1930 Thomas, 184-198, 210-220 ' '
2. Арминианские (уэслианские или методистские)
1847 Finney, 382-402
1875-1876 Pope, 2:358-362, 402-451 -^.V^iN
1892-1894 Miley, 2:309-326..,wj"T9r,.,.-
1940 Wiley, 2:379-401 к^ЧМД. wiiViC '"i
I960 Purkiser, 287-292 ^ггЗ^пКш.^
3. Баптистские ^ 4. vjirtj-^Vfoti1..
1767 Gili, 1:291-300; 2:68-93
1887 Boyce, 394-404
1907 Strong, 846-868 ^.. v.
1917 Mullins, 389-401 ' .yT'^,"'
1983-19S5 Erickson, 954-961.'^^ч* Л
4. Диспенсационалистские ■ - '■■'■■''
1947 Chafer, 3:238-246 W* *' "ч'-r^i
- j-:, ч,■ '■ у/.',,.,i4 |
1949 Thiessen, 271-276 ■ '"uv;-
1986 Ryrie, 298-300 '■'■ "^'1 '
5. Лютеранские ' '"' " '■
1917-1924 Pieper, 2:3-54, 503-557 ' ' l'"'
1934 Mueller, 242-254, 367-383 ■-■■■-'- ■ "■■
6. Реформатские (или пресвитерианские) 'SWCjtC
1559 Calvin, 1, 725-833 (3:11-18).. д '*..;
1861 Heppe, 543-564 ' " ' '■&■■"$*•
1871-1873 Hodge, 3:114-212 4' ■JҐj^№.*,;,^v--« "(*/щ
1878 Dabney, 618-650 ' '^ '...$\\'^л ■ ' op'V'--
1887-1921 Warfield, BTS, 262-268 v llA0-'4^, f'=C%
1889 Shedd, 2b:538-552 "' ' ' :"'
1937-1966 Murray, CW, 2:202-222; RAA, 117-131
1938 Berkhof, 510-526
1962 Buswell, 2:187-196. '
7. Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)
1988-1992 Williams, 2:61-82
Часть V. Учение об искуплении
.;.. Соответствующие разделы
в авторитетных римско-католических богословиях
1. Традиционные богословия■■■вДООгугиязя-rs" f: -. -,-'■. -w ■.-.-..,
1955 Ott, 250-269 " " 'l ""■""■in'};:;;м;'<гг;-'"^-"' ■"
-■..cir.'i,:■ 1 Другие работы
Berkouwer, G. C. Лг/YA and Justification. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand ids: Eerdmans, 1954.
Carson, D. A., ed. Right With God: Justification in the Bible and the World. Grand Rapids: Baker, 1992.
Hoekema, Anthony A. "Justification". In Saved by Grace. Grand Rapiils: Eerdmans, and Exeter: Paternoster, 1989, pp. 152—191.
McGrath, Alister E. lustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justification. 2 vols. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
McGrath, Alister E. Justification by Faith: An Introduction. Grand Rapids: Zonder-van, 1988.
Morris, Leon. The Apostolic Preaching of the Cross. 3d ed. Grand Rapids: Eerdmans, 1965, pp. 251-298.
Murray, John. "Justification". In Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955, pp. 117-131.
Packer, J. I. et a!. Here We Stand: Justification by Faith Today. London: Hodder and Stoughton, 1986.
Packer, J. I. "Justification". In £07", pp. 593-597.
Pink, A. W. The Doctrines of Election and Justif cation. Grand Rapids: Baker. 1974.
Wright, N. T. "Justification". In NOT, pp. 359-361.
Ziesler, J. A. The Meaning of Righteous in Paul. Cambridge: Cambridge University, 1972.
'"''' Отрывок для запоминания ■,<,/,■-uu^-.-L '-■"< •
Рим. 3:27,28:
Где же то, чем бы хвалиться?уничтожено. Каким законом? законом дел?
Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою,
независимо от дел закона. /-," '■■.*'' ~'JL"': T '"'"
,.'-Т. -<5(-' ■- .-■-У-Л.С.. :
■...-. -•„..... =-,.,".. 1 f.0C:r ■■>■-- :.;.r.u\f ^l- ■'..
глава 36
^и*ол«^ ■;■,. Усыновление i-3a--*.^.tiw^'-
'»""■' (принятие в семью Бога) "|'^й"
'■■ В чем преимущества человека, принятого в семью Бога?'"''
..к',,*-.;.*,- ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ МЫ«^г- ■
При рождении свыше Бог дарует нам новую, духовную внутреннюю жизнь. В оправдании Бог дарует нам состояние праведности. А в усыновлении Бог делает нас членами Своей семьи. Таким образом, библейское учение обусыновлении сосредоточивается в гораздо большей степени на тех личных отношениях с Богом и с Его народом, которые дает нам спасение.
.-.>м ли ■.'.у.1-ш
А. Свидетельство Писания об усыновлении
Понятие «усыновление» мы можем определить следующим образом: усыновление — это деяние Божье, через которое он делает нас членами Своей семьи.
Иоанн упоминает об усыновлении в самом начале своего Евангелия, когда говорит: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12, курсив мой. — У Г.). Напротив, те, кто не верит в Христа — это не чада Божьи, они не приняты в Его семью, это «чада гнева» (Еф. 2:3) и «сыны противления» (Еф. 2:2; 5:6). Хотя те иудеи, которые отвергали Христа, пытались утверждать, что Бог — это их отец (Ин. 8:41), Иисус сказал им: «Если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня... <...> Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» <Ин. 8:42—44).
В новозаветных посланиях содержатся многочисленные свидетельства того, что теперь мы — дети Божьи в особом смысле — члены Его семьи. Павел говорит:
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в сграхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим. 8:14—17, курсив мой. — У. Г.).
S32
Часть V. Учение об искуплении
Но если все мы дети Божьи, то тогда мы состоим в отношениях родства друг с другом? Безусловно, это так. Дело втом, что принятие нас в Божью семью делает нас членами одной семьи даже с верующими евреями ветхозаветного периода, ибо Павел говорит, что и мы являемся детьми Авраама: «И не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): „в Исааке наречется тебе семя". То есть, не плотские дети суть дети Божий; но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:7,8). Далее, уже в Послании к Галатам, он поясняет: «Мы, братия, дети обетования по Исааку. <...>...Мы дети не рабы, но свободной» (Гал. 4:28,31; ср.: 1 Пет. 3:6, где Петр рассматривает верующих женщин как дочерей Сарры по новому завету).
Павел объясняет, что этот статус усыновления в качестве чад Божьих не бш полностью реализован в условиях ветхого завета. Он говорит, что «до пришествия веры мы заключены были под стражею закона... Итак закон был для нас дстоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. По пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:23—26, курсив мой. — У, Г.). Это не значит, что ветхий завет делал невозможным говорить о Боге как о нашем Отце, поскольку Бог Сам называл Себя Отцом детей израилевых и называл их детьми во многих местах Писания (Пс. 102:13; Ис. 43:6,7; Мал. 1:6; 2:10). Но хотя представление о Боге как об Отце Израиля и существовало, преимущества и привилегии членства в семье Божьей и осознание этого членства не пришли в полном объеме до тех пор, пока не пришел Христос и Дух Сына Божьего не излился в наши сердца, свидетельствуя нашемудухуотом,чтомы —дети Божьи.
Какие свидетельства, подтверждающие, что мы являемся детьми Божьими, мы видим в нашей жизни? Павел видит очевидное доказательство втом, что Сам Святой Дух свидетельствует нашим сердцам о том, что мы — дети Божьи: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупитыюд-законных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!" Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник» (Гал. 4:4—7, курсив мой. — У. Г.).
В Первом послании Иоанна большое внимание уделяется нашему статусу детей Божьих: «'Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. <...> Возлюбленные! мы теперь дети Божии» (1 Ин. 3:1,2, курсив мой. — У. Г.; Иоанн часто называет «детьми» или «малыми детьми»)1.
Хотя Иисус и называет нас Своими «братьями» (Евр. 2:12), ив некотором смысле Он действительно наш старший брат в семье Божьей (ср.: Евр. 2:14)
1 Существует множество текстов, где говорится о нашем статусе детей Божьих. и о нашем членстве в Его семье (см.: Мф. 5:48; 7:11; 2 Кор. 6:18; Еф. 51; Флп. 2:15; Евр. 2:13,14; 12:5-11; 1 Пет. 1:14; 1 Ин. 3:10).
Глава 36. Усыновление (принятие в семью Бога)
и может быть назван «первородным между многими братиями» (Рим. 8:29), тем не менее Он указывает нам на четкое различие между тем, каким именно образом Бог есть наш Небесный Отец, и тем, каково Его Собственное отношение к Богу-Отиу. Он говорит Марии Магдалине: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:17), проводя таким образом четкое различие между гораздо более великими и вечными отношениями, в которых Бог есть Его Отец, и отношениями, в которых Бог есть наш Отец.
Хотя Новый Завет и говорит, что мы теперь являемся детьми Божьими
(I Ин. 3:2), мы также должны отметить, что существует и другой аспект, в кото
ром наше усыновление еще только дело будущего, поскольку мы все еще
не подучили все преимущества и привилегии усыновления, поскольку Хрис
тос еще не вернулся и не дал нам воскрешен] 1ые тела. Павел имеет в виду этот
более поздний, более полный аспект усыновления, когда говорит: «Ибо зна
ем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и
мысами, имея начатокДуха, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, ис
купления тела нашего» (Рим. 8:22,23, курсив мой. — У. Г.). Здесь Павел рас
сматривает факт получения новых воскрешенных тел как исполнение наших
преимуществ усыновления. ш я
Б. Усыновление происходит после обращения '' v
и является следствием спасительной веры
Мы могли бы подумать, что становимся детьми Божьими по рождению свыше, поскольку образ «нового рождений» наводит нас на мысль о детях, которые рождаются в человеческой семье. Однако Новый Завет никогда не связывает усыновление с рождением свыше: и в самом деле, мысль об усыновле- шипротивоположна мысли о рождении в семье!
Напротив, Новый Завет связывает усыновление со спасительной верой и говорит, что в ответ на наше доверие Христу Бог принял нас в Свою семью. Павел говорит: «Все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26, курсивной. — У. Г.). А Иоанн пи шет: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12, курсив мой. — У. Г.)2. Эти два стиха проясняют, что усыновление следует за обращением, и являются ответом Бога на нашу веру.
Можно возразить, указав на слова Павла: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: „Авва, Отче!"» (Гал. 4:6,
'Верно, иИн. 1:13 гоиорится, что были такие люди, которые «от Бога родились», но зга лишь дополнительная информация о них (а именно сведения о том, что они были перерождены Богом). Это вобсс не отрицает того факта, что именно «верующим во имя
Ей» Христос дал власть быть чадами Божьими...,.,..,-.......... -.,..!,,............ •;,.
Часть V. Учение об искуплении
курсив мой. — У. Г.). Кто-то может подумать, что этот стих означает, что сначала Бог усыновил нас, а затем послал Святого Духа в наши сердца, чтобы переродить нас. Но несколькими стихами раньше Павел сказал, что мы стали детьми Божьими «по пере» (Гал. 3:26). Таким образом, лучше понимать утверждение Павла в Гал. 4:6 как относящееся не к дарованию Святого Духа в рождении свыше, а как утверждение о дополнительной деятельности Святого Духа, которой Он начинаетсвидетельствовать нашему духуидавать нам уверенность в том, что мы — члены семьи Бога. Труд Святого Духа дает нам убежденность в нашем усыновлении, и именно это имеет в виду Павел, когда говорит, что, после того как мы стали сынами, Бог посылает в наши сердца Дух. который вопиет: «Авва, Отче!» (ср.: Рим. 8:15,16).
В. Усыновление — Зто не то же самое, что оправдание
Хотя усыновление — это привилегия, которую мы получаем тогдаже, когда становимся христианами (Ин. 1:12; Гал. 3:26; 1 Ин. 3:1,2), тем не менее эта привилегия отличается как от оправдания, так и от рождения свыше. В рождении свыше мы становимся духовно живыми, способными обращаться к Богу в молитве и поклонении и способными слышать Его Слово восприимчивым сердцем. Однако, возможно, у Бога есть и такие творения, которыедуховно живы и все же не являются членами Его семьи и не имеют особых привилегий членов семьи, — например, ангелы совершенно определенно относятся к этой категории3. Таким образом, вполне естественно, что Бог решил дароваты-шм рождение свыше, не давая нам огромных привилегий усыновления.
Кроме того, Бог мог даровать нам оправдание без привилегий усыновления, поскольку Он мог простить наши грехи и даровать нам состояние праведности, не делая нас Своими детьми. Важно отдавать себе в этом отчет, поскольку это помогает нам осознать, насколько велики наши привилегии по усыновлению. Рождение свыше затрагивает нашу внутреннюю духовную жизнь. Оправдание определяет наше положение относительно Божьего закона. А усыновление затрагивает наши взаимоотношения с Богом как с нашим Огцом, и в усыновлении нам даруется множество благословений, которые пребудут с нами вечно. Когда мы начинаем осознавать величие этих благослове-
3 Как добрые, так и падшие ангелы названы в одном месте Писания «сынами Бо-жиими» (Иов. 1:6), но это явно ссылка на их сыновний статус, который основывается на том, что Бог их сотворил. Это не значит, что ангелы в целом (и особенно падшие ангелы) обладают теми привилегиями членов семьи, которыми обладаем мы, как дети Божьи. В Евр. 2:14—16 проводится четкое различие между статусом детей Божьих и статусом анге-ло1!. Более того, ангелы больше нигде не называются членами семьи Бога, и нигде не говорится, что они обладают привилегиями членов семьи, которыми обладаем мы, будучи чадами Божьими. (Маловероятно, что в Быт. 6:2—4 говорится об ангелах; см.: Wayne Grudem, The First Epistle of Pe!er,vV-2\\-2\S.)
Глава 36. Усыновление (принятие в семью Бага)
'83S
ний и по достоинству оцснизаем тот факт, что Бог совершенно не обязан нам их давать, тогда мы восклицаем вместе с апостолом Иоанном: «Смотрите, какую любовь нал нам Отец, чтобы нам называться и бытьдетьми Божиими» (1 Ин. 3:1, курсив мой. —У Г.). лэтак^я»и
Г. Привилегии усыновления
Преимущества или привилегии, которыми сопровождается усыновление, видны, во-первых, втом, как Бог относится к нам, а также в том, как мы относимся друг к другу в качестве братьев и сестер Божьей семьи.
Одной из величайших привилегий нашего усыновления является возможность говорить с Богом и относиться к нему, как к доброму и любящему Отцу. Нам следует молиться: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6:9), и нам следу-етосознавать, что мы «уже не рабы» (Гал. 4:7). Таким образом, мы относимся к Богу уже не так, как раб к своему хозяину, а как ребенок относится к своему собственному отцу. Бог даже дает нам внутреннее свидетельство Святого Духа, и мы уже инстинктивно называем Бога Отцом. Мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!" Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий» (Рим. 8:15,16). Это отношение к Богу, как к нашему Отцу, приносит множество других благословений в христианской жизни, и мы относимся к Богу в первую очередь именно таким образом. Безусловно, Бог —наш Творец, наш Судья, наш Господь, наш учитель и защитник и Тот, Кто провидением Своим поддерживает наше существование. Но ближе всего нам то, что дает нам величайшие привилегии вечного общении с Богом, — это Бог в роли Отца нашего небесного.
Тот факт, что Бог относится к нам как Отец, с очевидностью показывает, что Он любит нас (1 Ин. 3:1), понимает нас («Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть», Пс. 102:13,14) и заботится о наших нуждах («Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом», Мф. 6:32). Кроме того, в качестве нашего Отца, Бог дает нам множество благих даров: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:11). Он дает «см дар Святого Духа для нашего утешения и поддержки в нашем служении и для того, чтобы мы могли вести христианскую жизнь (Лк. 11:13)4. И Бог даст нам дары не только в этой жизни, Он также
" В этом стихе Иисус говорит: "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие
давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».
Здесь Он. вероятно, имеет в виду не дар Дута, который поселяется в нас при рождении
свыше, а дар сил для служения, дар талантов, необходимых дли служения или для хрис
тианской жизни...„.:... „..__._..,_.______________________.,............................:..
Часть V, Учение об искуплении
дает нам великое наследив на небесах, поскольку мы стали сонаследниками с Христом. Павел говорит: «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник» (Гал. 4:7); мы — «наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8:17). Как наследники, мы возрождены «к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1 Пет. 1:4). Все великие привилегии и благословения небес хранятся для нас и предоставлены в наше распоряжение, потому что мы — дети Царя, члены царской семьи, великие князья и княжны, которые будут править с Христом на новых небесах и новой земле (Отк. 2:26,27; 3:21). В качестве предвосхищения этих великих привилегий ангелы уже сейчас посланы служить нам (Евр. 1:14).
Именно в контексте наших взаимоотношений с Богом как с Небесным Отцом следует понимать ту молитву, которой Иисус повелел своим ученикам ежедневно молиться: «Отец наш Небесным... прости нам наши грехи, как и мы прошасм тем, кто согрешил против нас» (Мф. 6:9-12, перевод мой. — У. Г.). Эта ежедневная молитва о прощении грехов не означает, что Бог снова и снова дарует нам оправдание в течение всей нашей жизни, поскольку оправдание — единовременный акт, который имеет место сразу же после того, как мы обретаем спасительную веру. Ежедневная молитва о прощении грехов подчеркивает отеческое отношение к нам Бога, которое было омрачено грехом, прогневившим Его. Эта молитва восстанавливает отеческое отношение Бога кСвоимдетям,иОн вновь, как Отец, радуется Своим детям, которых Он любит. Таким образом молитву «Прости нам наши грехи...» мы обращаем не к Богу-Судье, а к Богу-Отцу. Это молитва, в которой мы желаем восстановить наше общение с Отцом, которое было нарушено грехом (см. также: 1 Ин. 1:9; 3:19-22).
Привилегия быть ведомым Духом Святым есть также преимущество усыновления. Павел указывает, что это моральное преимущество, ибо Святой Дух зарождает в нас желание повиноваться Богу и жить в соответствии с Его волей. Он говорит; «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14, курсив мой. — У. Г.). Он приводит это в качестве причины, которая обязывает христиан «умерщвлять дела плоти» с помощью Духа, который действует в них (ст. 13; следует обратить внимание на союз «ибо» в начале ст. 14). Он воспринимает Святой Дух как водящего детей Божьих путями послушания Богу.
Другая привилегия принятия в семью Божью (хотя мы часто и не осознаем это как привилегию) заключается в том, что Бог дисциплинирует Своихдс-тей. «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:5,6, цитата из Прит. 3:11,12). Автор Послания к Евреям поясняет: «Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? <...>...Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:7,10). Так же как земные дети растут в послушании и праведности, если они должным образом дисциплинированы
Глава 36. Усыновление (принятие в семью Бога)
мземпыми отцами, так и мы растем в праведности и святости, когда нас дисциплинирует наш Небесный Отец.
С отеческой дисциплиной Бога связан тот факт, что мы, как дети Бога и сонаследники Христа, имеем привилегию разделить Его страдания и Его последующую славу. Как «надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою» (Лк. 24:26), так и нам Бог дает привилегию пройти по тому же пути, по которому прошел Христос, преодолевая страдания этой жизни, чтобы мы могли также получить и великую славу в будущей жизни: «Аесл и дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17, курсив мой. — У. Г.).
Помимо этих великих привилегий, которые касаются наших взаимоотношений с Богом и нашего общения с Ним, мы имеем также привилегии усыновления, которые касаются нашего отношения друг к другу и нашего личного поведения. Поскольку мы -— дети Божьи, наши взаимоотношения друг с другом гораздо глубже и ближе, чем отношения, например, ангелов, ибо все мы — члены одной семьи. Новый Запет неоднократно говорит о христианах как о«братьях» и «сестрах» во Христе (Рим. 1:13; 8:12; 1 Кор. 1:10; 6:8; Иак. 1:2; Мф. 12:15; Рим. 16:1; 1 Кор. 7:15; Флм. 1:2; Иак. 2:15). Кроме того, о целых церквах говорится как о «братьях», и не следует думать, что речь идет о тех людях, которые входят в общину; это скорее обозначение церкви в целом, и всюду, кроме тех случаев, где это противоречит контексту, это выражение следует понимать следующим образом: «Братья и сестры во Христе». Обращение «брат» настолько привычно для посланий, что, похоже, новозаветные авторы по преимуществу именно так и обращались к другим христианам. Это показывает, насколько сильно они осознавали природу церкви как семьи Божьей. Павел говорит Тимофею относиться к церкви в Эфесе и к людям, которые входят в эг)'церковь, так, словно они — члены большой семьи: «Старца не укоряй, но увещавай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, ш сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5:1,2, курсив мой. — У. Г.у.
Понятие о церкви как о семье должно дать нам новое понимание служения церкви; это «семейное служение», и разные члены семьи никогда не должны соревноваться друг с другом или мешать друг другу в прилагаемых усилиях, но должны помогать друг другу и возносить благодарность за всякое благо или успех, достигнутый любым из членов семьи, за все, что способствует благ/семьи и славе Бога — нашего Отца. Так же как члены земной семьи часто радуются и сотрудничают, когда вместе трудятся над общим делом, так и наши совместные усилия по строительству церкви должны приносить нам большую радость и ощущение братства. Более того, также как члены земной семьи
5 Подробный анализ новозаветного учения о церкви как о семье содержится в кни-ie: Vein S. Poythress, "The Church as a Family: Why Male Leadership in the Family Requires Male Leadership in ihe Church as Well", in W. Grudem and J. Piper, eds., Recovering Biblical Manhood and Womanhood, pp. 233-247.
83S
Часть V. Учение об искуплении
почитают своих родителей и лучше исполняют семейные ооязанности, когда с радостью приветствуют усыновленных и удочеренных братьев и сестер, так и мы должны с любовью приветствовать новых членов семьи Христа.
Другой аспект нашего членства в семье Бога заключается в том, что мы, как дети Божьи, должны подражать нашему Отцу на небесах всем нашим поведением. Павел говорит: «Итак подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1). Петр говорит о том же: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Снятого, и сами будьте сняты во всех поступках; ибо написано: „будьте святы, потому что Я свят"» (1 Пет. 1:14-16). Как Петр, так и Павел осознают, что для детей естественно подражать своим земным родителям. Они взывают к этому естественному чувству, которым обладают дети, чтобы напомнить нам, что и мы должны подражать нашему небесному Отцу. И в самом деле, мы должны были бы естественно стремиться к этому и находить в этом удовольствие. Если Бог, Отец наш на небесах, свят, — и мы должны быть святы, как Его послушные дети.
Когда мы ходим путями праведности, мы славим нашего небесного Отца, Нам следует вести себя так, как это угодно Богу, чтобы другие «видели [наши] добрые дела и прославляли. Отца [нашего] Небесного» (Мф. 5:16). Павел велит филиппинцам вести себя праведно перед неверующими, «чтобы... быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого иразврашенногорода.вкотором [они сияют], как светила в мире» (Флп. 2:15). И в самом деле, устойчивое моральное поведение также свидетельствует, что мы воистину чада Божьи. Иоанн говорит: «Дети Божий и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не сеть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3:10).
,# >'.-. -lii Вопросы для самостоятельной работы
1. Просмотрите список привилегий, которые получают дети Божьи с усы
новлением. Считали ли вы раньше, что и вы ими обладаете, если родились зано
во? Можете ли вы описать, какой будет наша вечная жизнь, если мы были вновь
рождены и оправданы и получили многие привилегии, которые связаны со спа
сением, но не обрели усыновления? Что вы думаете теперь, после прочтения этой
главы, о том, что Бог принял вас в Свою семью? Что вы думали до того, как про
читали эту главу?
2. Ваши взаимоотношения в семье стали лучше или хуже после того, как вы
стали христианином? Если ваши взаимоотношения в семье стали более сложны
ми, считаете ли вы, что сказанное в Мк, 10:29,30 имеет отношение к вашей хрис
тианской жизни?
3. Иногда люди, чьи земные отцы были черствыми и жестокими, с большим
трудом могут воспринимать Бога как их небесного Отца. Каким образом отрыв-
усыновление
Глава 36. Усыновление (принятие в семью Бога)
ки из Евр. 12:10, Мф. 7:11 и Лк. 11:13. где противопоставляются земные отцы и совершенный небесный Отец, могли бы помочь в такой ситуации? Возможно, I Пет. 1:18 также станет полезным чтением? Что может сделать человек, чей земной отец был черствым и жестоким, чтобы лучше понять, Кто такой Бог и что Он за Отец? Как вы думаете, могли быть у тех людей I в., что стали христианами, черствые и жестокие отцы? А может быть, их отцы умерли, еще когда эти люди были совсем маленькими детьми? Какие учения Ветхого Завета помогли бы таким людям? Как вы считаете, имеют ли те люди, чьи земные отцы были жестокими, внутреннее'представленис, данное Богом, о том, каким должен быть добрый отец?
4. Подумайте о членах вашей церкви. Помогло ли вам чтение этой главы от
носиться к ним как к братьям и сестрам (или, если они старше, как к вашим «от
цам» и «матерям»)? Как вы полагаете, мысль о церкви как о семье могла бы стать
полезной для вашей церкви? Как вы могли бы способствовать осознанию значи
мости этой мысли в кашей церкви?
5. Есть ли в вашей церкви дух соревнования с другими церквами? Можно ли
его преодолеть с помощью учения об усыновлении?
6. В человеческой семье, когда один из членов семьи совершает преступление
него публично наказывают, вся семья страдает от позора. С другой стороны, если
одному из членов семьи оказываются почести за какое-либо выдающееся достиже
ние, то вся семья радуется и гордится им. Как эта аналогия влияет на ваши ощуще
ния относительно вашего личного уровня святости и на то, как это отражается на
других членах вашей духовной семьи? Что вы думаете в связи с этим о необходимо
сти личной святости среди братьев и сестер вашей церкви? Вы лично стремитесь в
поведении подражать вашему небесному Огцу (Еф. 5:1: 1 Пет. 1:14—16)?
7. Ощущаете ли вы действие Святого Духа ннутри вас, Который свидетель
ствует вашему духу, что вы — чадо Божье (Рим. 8:15,16; Гад. 4:6)?
8. Ощущаете ли вы ваше отличие от христиан других народов или другого
социального положения? Каким образом может учение об усыновлении устра
нить подобные различия в церкви (см.: Гал. 3:26—28)? Осознаете ли вы, что уче
ние об усыновлении не признает различий по полу, что нельзя считать предста
вителей противоположного пола более или, наоборот, менее значимыми в церк
ви (см.: Гал. 3:28)?
Специальный термин
усыновление
Библиография :..,,ч......
Во многих систематических богословиях усыновление не рассматривается отдельно, но подробно разбирается вопрос о привилегиях усыновления при анализе понятия «оправданисд и его результатов.
Часть К Учение об искуплении
Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях
. Англиканские (епископальные) 1882—1992 Litton (вопрос напрямую не рассматривается)
. Арминианские (уэслианские или методистские)
1875-1876 Pope, 3:1-27
1892-1894 Miley, 2:337-338
1940 Wiley, 2:402-439 "-'
1960 Purkiser, 297-298 «*'
. Баптистские _,)._, ;r,^ Hf,|;,(.
1767 Gill, 1:288-291; 2:93-107
1887 Boyce, 404-409
1917 Mullins, 401-409
1983-1985 Erickson, 961-966
Диспенсационалистские
1947 Chafer, 3:241-243 л^лн-^Si,-^-:.," ■
1949 Thiessen, 278-282 'жи*:и.>!б
1986 Ryrie, 301-302, 306-307 ■' ■ ■*''
Лютеранские
1917-1924 Pieper, 2:408-409
Реформатские (или пресвитерианские),., „
1937-1966 Murray, CW, 2:223-234; RAA, 132-140 юг,-,,:
1962 Buswell, 2:212-213 ■v.aji.
. -i '.rue n ■> i j.mofjif
' Соответствующие разделы "'