Неопозитивизм представляет собой философское направление, развивающее дальше, применительно к новым историческим условиям, новому уровню развития науки и общественной практики субъективно-идеалистические и агностические идеи позитивистов XIX и начала XX века. Не случайно поэтому его назы-
вают третьим позитивизмом. В качестве первого позитивизма рассматриваются воззрения О. Конта (1798—1857) и Г. Спенсера (1820—1903), которые объявили философию ненужной, мешающей развитию научного познания, дезориентирующей его, поскольку она ставит нереальные цели достижения знания сущности вещей, конечных причин, скрытых за наблюдаемыми явлениями. По мнению Конта, человеческое познание должно сосредоточить свое внимание на изучении явлений, описании их внешних сторон, классификации. Последовательное развитие этих идей Конта привело к возникновению в конце XIX и начале XX века эмпириокритицизма, представляющего собой новую стадию в развитии позитивизма, его новую форму — так называемый второй позитивизм. Представители эмпириокритицизма Э. Мах (1838—1916), Р. Авенариус (1843—1896) и др., сводя явления к ощущениям, а познание к исследованию взаимосвязи между ощущениями, пытались ликвидировать вопрос о соотношении психического и физического, материи и сознания. Объявив неразрывную связь психического и физического рядов явлений, субъекта и объекта и обусловленность второго первым, они оказались на позициях субъективного идеализма.
|
|
Третий позитивизм (неопозитивизм), сменивший эмпириокритицизм, сформировался в 20—30-х годах нашего века в результате применения математической логики к философскому исследованию. Основные его представители — М. Шлик (1882—1936), Р. Карнап (1891-1970), Л. Витгенштейн (1889-1951), А. Дж. Айер (р. 1910) и др.
Неопозитивизм — одно из наиболее распространенных направлений в современной буржуазной философии. Он имеет много сторонников в среде ученых. Его популярность обусловливается тем, что он выступает против всякой «метафизики», то есть общих философских проблем, считает эти проблемы надуманными, искусственными, псевдопроблемами и заявляет о том, что философия должна обслуживать науки, оказывать ученым помощь в формировании научных положений и оперировании ими; она должна заниматься лишь разработкой правил логического анализа, решать языковые проблемы. «На протяжении всей своей истории, — пишет неопозитивист Г. Фейгль, — философия являлась особой твердыней словесной магии. При помощи чисто словесных способов она пыталась объяснить вещи, которые может объяснить только наука или которые вообще не могут быть объяснены. В процессе своего развития она создала свои собственные затруднения и... пыталась «разрешить» эти псевдопроблемы»1. Неопозитивизм,
|
|
' Feigl H. Logical empiricism.— In: Twentieth Century Philosophy. N. Y., 1957, p. 376.
продолжает далее Фейгль, изживает все недостатки философии. Он занимается действительно реальными проблемами. Его основная проблема — «логический анализ». Поэтому, заключает Фейгль, мы можем определить философию как болезнь, которую должен излечить логический анализ '.
Философия, согласно учению неопозитивистов, должна заниматься исключительно анализом языковых форм и разработкой правил построения языковых выражений. «Философ, — пишет А. Дж. Айер, — не интересуется непосредственно физическими свойствами вещей. Он имеет дело только с тем способом, каким мы говорим о них»2. Язык, заявляет он, является границей нашего познания; нам никогда не удастся «выйти за рамки языка и с этой выгодной позиции рассматривать мир для того, чтобы понять, какая система лучше всего описывает его»3.
Что же касается вопроса об отношении наших высказываний, образуемых нами языковых конструкций к окружающей объективной действительности, то он, по мнению неопозитивистов, не представляет никакой научной ценности. А если это так, то спор между материалистами и идеалистами, с точки зрения неопозитивистов, беспредметен. Он является следствием неумелого использования языковых форм. Материалисты и идеалисты хотят решить вопрос о существовании материального мира без учета конкретной структуры языка, а этого, согласно неопозитивистам, делать нельзя. Прежде чем решить тот или другой вопрос, нужно выяснить, каким типом языка мы пользуемся, ибо при оперировании одним языком правы будут материалисты, при оперировании другим - идеалисты.
Так современные позитивисты пытаются подняться над материализмом и идеализмом и ликвидировать основной вопрос философии.
Наглядным примером неопозитивистского решения основного вопроса философии может служить учение Р. Карнапа. Карнап утверждает, что проблема объективного существования чувственных вещей, материального мира имеет два аспекта — внутренний и внешний. Внутренний аспект касается «существования» внутри той или иной языковой системы или структуры, внешний — связан с существованием самой этой структуры или системы. Что касается вопроса внешнего аспекта существования, то есть существования самой языковой структуры, то он не имеет смысла и поэ-
1 Feigl H. Logical empiricism.— In: Twentieth Century Philosophy., p. 377.
2 Ayer A. Longuage, Truth and Logic. L., 1951, p. 57.
3 Айер А. Дж. Философия и наука. — Вопросы философии, 1962, № 1, с. 103.
тому неразрешим, ибо человек не может выпрыгнуть из языковой структуры и решать вопрос о ней самой. Все его решения облекаются в слова, а значит, всегда остаются лишь в рамках той или иной языковой структуры. Что же касается первого аспекта существования, то есть существования в рамках языковой системы, то он, по Карнапу, разрешается очень просто. Существует ряд лингвистических структур или языков, включающих в себя специфические выражения, слова и определенные правила. В одних из них могут быть такие выражения, которые позволяют сделать утверждение об объективном существовании материальных вещей, в других они могут отсутствовать. И вот в зависимости от того, какую структуру, лингвистическую форму или язык мы принимаем, мы можем определенным образом решать вопрос о существовании объективной реальности. Бели, рассуждает Карнап, мы, например, применяем предметный язык, то вместе с этим мы должны принять и объективное существование материальных вещей. Но если мы применим структуру языка, в которой нет положений, свидетельствующих о реальном существовании материального мира, мы 'должны признать правильным учение, отрицающее объективное существование вещей. «Быть реальным (с научной точки зрения), — пишет Карнап, — значит быть элементом системы какого-либо языка»1.
|
|
По Карнапу, получается, что реальное существование материального мира целиком и полностью зависит от человека, от его субъективных желаний. Захочет он выбрать предметную языковую структуру, мир будет существовать, не захочет — мир не имеет права на реальное существование. Человек превращается здесь в сверхъестественное существо, творящее по своему усмотрению мир. Таким образом, Карнап, стремясь подняться над материализмом и идеализмом и ликвидировать основной вопрос философии, не нашел ничего лучшего, как проповедовать чистейший идеализм. Да это и естественно, ибо попытки выскочить из «двух коренных направлений в философии, — по выражению В. И. Ленина, — не содержат в себе ничего, кроме «примиренческого шарлатанства»2.
Мысль Карнапа о том, что язык играет решающую роль в определении истинности того или иного положения, а вместе с этим и в признании и отрицании объективного существования материального мира, нашла свое дальнейшее развитие в учении американских философов А. Кожибского, С. Чейза и др. Указанные философы считают, что именно язык, языковые структуры определяют поведение людей. Поведение человека есть не что иное, как проявление, выражение языковых приемов. Правильное использование
' Carnap R. Empiricism semantics and ontology. — In: Readings in Philosophy of Sciencer. N. Y., 1953, p. 511.
2 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 361.
языковых форм вызывает правильные действия, правильное поведение. Неправильное использование языка, неправильное употребление тех или иных слов нарушает душевное равновесие, приводит к возникновению всевозможных конфликтов, противоречий, классовой борьбы и т. п. Отсюда необходимость в реорганизации языка, в ликвидации общих понятий, которые якобы вводят людей в заблуждение и вызывают между ними конфликты.
С. Чейз, например, полагает, что люди часто спорят и даже уничтожают друг друга только потому, что путают общие понятия, абстракции с действительными вещами, принимают первые за реальные вещи. «Мы постоянно, — пишет он, — смешиваем ярлык с несловесными предметами и таким образом даем подлинную ценность слову, как чему-то живому»'. Именно эта тенденция, продолжает он, приводит к тому, что люди считают такие абстракции, как «свобода», «справедливость», «вечность», реально существующими живыми существами, в то время как в объективной действительности их нет. «Что означает слово «фашизм»? — спрашивает Чейз и отвечает: — Очевидно, что термин сам по себе не означает ничего. Можно сказать, не боясь ошибиться, — продолжает он дальше, — что такого рода абстракции, как «демократия», «коммунизм», «тоталитаризм», также вызовут подобную реакцию»2. «Безработица не является вещью»3, — категорически заявляет он. «Радикалы ненавидят «капитализм». Но такого животного не существует. Они ненавидят пустоту. Это все равно, что ненавидеть дьявола»4.
|
|
По Чейзу, в объективной действительности существуют лишь единичные вещи, а общие понятия суть пустые слова, они сами по себе ничего не означают и не выражают. Некоторую значимость, по мнению Чейза, общие понятия приобретают лишь тогда, когда мы определим предмет, к которому относится каждое из них, или, другими словами, когда отыщем соответствующие референты. Поэтому, прежде чем употреблять вообще понятие, мы должны определить предмет, по поводу которого должно быть высказано суждение, если же такого предмета не обнаружится, то всякие рассуждения излишни, они ни к чему не приведут, разве только к каким-либо недоразумениям — конфликтам. Во избежание этих недоразумений Чейз рекомендует изъять из употребления все общие понятия, у которых не может быть обнаружен соответствующий предмет. К таким понятиям Чейз относит понятия «коммунизм», «безработица», «демократия», «капитал», «стоимость», «нация» и т. п.
1 Chase S. The Tyranny of Words. N. Y., 1938, p. 8-9.
2 Ibid., p. 193.
3 Ibid., p. 249.
4 Ibid., p. 276.
Чейз не прав, когда объявляет общие понятия пустыми, бессмысленными словами. Если нет в мире таких общих предметов, как «капитализм», «демократия», «фашизм», то это еще не значит, что соответствующие понятия ничего не обозначают и не выражают. Общие понятия относятся не к одному какому-то предмету, а ко многим предметам, имеющим соответствующие общие свойства. Эти общие свойства, повторяющиеся в предметах данной группы, и являются тем, чему соответствует общее понятие, к чему оно непосредственно относится. Поэтому, когда мы используем общее понятие даже и применительно к какой-либо отдельной вещи, мы имеем в виду в этой вещи не ее индивидуальные черты, а то, что общее у этой вещи со всеми другими отдельными вещами данной группы. А если это так, то нам нет необходимости в этом случае отыскивать какой-то особый предмет, который бы соответствовал общему понятию, ибо то, что высказывается или выражается здесь через общее понятие, применимо к любому отдельному предмету данной группы. Люди хорошо это понимают и поэтому без каких-либо особых затруднений пользуются в своих рассуждениях общими понятиями. То, чего не понимает Чейз, очень хорошо усвоили все здравомыслящие люди. Рабочие, например, на практике убедились, что капиталисты имеют то общее, что все они эксплуатируют трудящихся, хотя и существуют в действительности как отдельные, сугубо индивидуальные личности. Рабочим абсолютно не важно, каковы индивидуальные черты того или иного капиталиста, высокого он или среднего роста, худой или толстый, эксплуатирует рабочих путем участия в акционерном обществе стали или путем спекуляции сахаром, каучуком или другими товарами. Не случайно поэтому в общем понятии «капиталист» зафиксированы и мыслятся лишь те черты, которые общи всем капиталистам, то, что составляет природу, сущность капиталистов.
Семантики повторяют ошибки средневековых номиналистов, но повторяют их в худшей форме. Средневековые номиналисты противопоставляли свою точку зрения религиозному антинаучному объяснению мира, современные семантики, напротив, подрывая веру в общие понятия, объявляя их фикциями, символами, лишенными содержания, препятствуют выработке научного-представ-ления о мире.
В качестве способа отделения общих понятий, предложений, лишенных, по мнению неопозитивистов, смысла и заслуживающих быть изъятыми из языка, от понятий, выражений, имеющих определенный смысл, значение, позитивисты выдвинули принцип верификации, предполагающий опытную проверку высказываний, сопоставление их с чувственными данными или с предложениями, их фиксирующими. Однако далеко не каждое общее положение
можно непосредственно сопоставить с чувственными данными, ощущениями. В частности, положения, отражающие тот или иной момент сущности, ту или иную необходимую сторону или связь исследуемого объекта, не могут совпадать с чувственными данными, поскольку последние отражают лишь то, что лежит на поверхности объекта, то есть явление. В явлении же сущность, ее составляющие необходимые стороны и связи выражаются искаженно. Оно (явление) включает в свое содержание и случайное, обусловленное не внутренней природой объекта, а внешними условиями его существования, другими окружающими его объектами, с которыми он вступает во взаимодействие.
Если руководствоваться принципом верификации, то необходимо отбросить все понятия, суждения, которые отражают внутренние необходимые свойства и связи объектов, их сущность. Останутся лишь суждения, отражающие внешние, случайные, несущественные свойства и связи, описывающие явления. Тогда мы вынуждены будем отбросить все научные теории, которые в системе взаимосвязанных общих идеальных образов так или иначе выражают сущность той или иной области действительности, и довольствоваться эмпирическими наблюдениями, чувственными данными, искажающими действительное положение вещей.
Не случайно поэтому принцип верификации не получил сколько-нибудь серьезной поддержки в науке и потерял свою значимость даже у самих неопозитивистов, которые вместо него выдвинули в качестве критерия выявления научной значимости, осмысленности и истинности понятий и положений логическую связность, непротиворечивость другим понятиям и выражениям, входящим в ту или иную научную систему. Правда, и этот принцип не способен привести к научному решению проблемы истинности языковых конструкций — понятий, положений, входящих в тот или иной искусственный или естественный язык, поскольку он не выводит познающего за рамки субъективного мира, мира понятий, суждений, языковых выражений.