Выделенные параметры образовательной среды, безусловно, оказываются в определенной степени связанными друг с другом, и в то же время каждый из них может иметь свой низкий или высокий показатель независимо от уровня показателей других параметров. Так, например, образовательная среда детского экологического лагеря творческого типа модальности может характеризоваться относительно низким показателем широты, и в то же время — высокой интенсивностью; высокой степенью осозна-ваемости и низкой устойчивостью, высокой эмоциональностью и низкой обобщенностью; высокой доминантностью и низкой когерентностью, низкой активностью и высокой мобильностью.
Данная система параметров экспертизы образовательной среды позволяет производить ее системное описание, предоставляет возможность осуществлять мониторинг развития образовательной среды учебного заведения. Психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды на основе представленного комплекса диагностических параметров позволяет более ясно увидеть потенциал ее организационного развития (рис. 14).
|
|
В ходе семинаров, проводимых нами с руководителями школ (директорами, их заместителями, а также специалистами региональных и местных отделов образования), при анализе результатов экспертизы возникает ряд «типичных» вопросов, обсуждение которых целесообразно представить вниманию уважаемых читателей.
Например, вопрос о назначении экспертизы. Должна ли быть она «внешней», то есть осуществляться сторонними экспертами (помните, по Паркинсону, «эксперт — человек из другого города»), или «внутренней», то есть проводиться самими педагогами и руководством образовательного учреждения.
Рис. 14. Вариант графического представления результатов психолого-педагогической экспертизы образовательной среды на основе комплекса диагностических параметров
Начнем с того, что представленная здесь методика является инструментом, эффективность использования которого зависит от самого пользователя. Очевидно, что таким инструментом, как, например, топор, обычно рубят дрова, но порой отсекают и головы. Думается, что проведение сравнений качества работы разных педагогов (или целых учебных заведений) с помощью данной методики, и особенно с последующими административными выводами, как раз и является аналогом использования топора для отсечения голов. Тем более, что такое сравнение некорректно из-за неизбежно различного «стартового потенциала»: разные дети, разные родители, разные помещения, разные материальные возможности, разный срок совместной деятельности педагога и учащихся и т.п.
|
|
Как уже отмечалось, наиболее адекватно использовать методику экспертизы для осуществления мониторинга развития образовательной среды. Как считали древние китайские мудрецы, бессмысленно постоянно пытаться сравнивать себя с другими. Ведь всегда найдутся те, кто окажется впереди нас, и обязательно найдутся те, кого мы сами сумели опередить. Стоит ли на это ориентироваться? Гораздо важнее «сравнить себя с собой вчерашним»!
Ежегодно проводя экспертизу своей образовательной среды (на уровне всей школы или отдельных классов) «внутренними» силами, то есть так называемым методом включенной экспертизы, администрация (или отдельный учитель) может обеспечить четкий контроль за динамикой ее развития, целенаправленно корректировать это развитие путем перераспределения ресурсов, если представляется необходимым увеличить показатель того или иного параметра. Естественно, при этом важно преодолеть соблазны типа «выглядеть красиво в собственных глазах»; лучше быть максимально строгим в оценках своей деятельности, что будет способствовать стремлению к более динамичному развитию образовательной среды. Другими словами, если, заполняя таблицу, мы сомневаемся, есть ли у нас в школе то-то и то-то или этого все же практически нет, то лучше пока дать себе отрицательный ответ.
Особый интерес для анализа управленческой ситуации в школе может представлять отмечаемая разница экспертных оценок образовательной среды со стороны самого директора, каждого из его заместителей, различных педагогов, родителей. Заполнить экспертные таблицы можно предложить также выпускникам школы. При этом ни в коем случае не следует выяснять, кто из них «прав», а кто нет. Гораздо важнее осмыслить, почему одна и та же ситуация воспринимается по-разному с разных функциональных позиций. Выводы, полученные в результате такого анализа, могут стать важным фактором совершенствования управленческой системы учебного заведения.
Получив определенную «картинку» образовательной среды, руководитель определяет стратегию ее дальнейшего развития на основе своих представлений о целях образования. Можно, например, сосредоточить имеющиеся ресурсы на радикальном повышении уровня количественных параметров, имеющих на циклограмме наиболее низкие значения. Можно равномерно распределить усилия, достигая небольшого прироста значений всех параметров. Можно стремиться довести до максимальных значений один или несколько параметров, которые представляются наиболее важными в данных конкретных условиях и т.д. При этом не всегда необходимо стремиться достигать теоретически возможного максимума: скажем, резкое повышение уровня интенсивности образовательной среды может оказаться нежелательным из-за слишком больших нагрузок на учащихся, что отрицательно скажется на состоянии их физического и психического здоровья.
В связи с этим становится очевидным ответ еще на один «типичный» директорский вопрос: «Какой уровень показателей следует считать "достаточным" или "хорошим" для того или иного параметра?» В данной логике этот вопрос теряет смысл. Ведь целесообразно оценивать не столько свои «достижения», сколько те нереализованные возможности, которые, таким образом, превращаются в потенциальный ресурс развития образовательной среды. Станем ли мы стремиться использовать данный ресурс уже в этом учебном году или «законсервируем» его «до лучших времен», сосредоточив внимание на развитии других сторон образовательного процесса, зависит только от принятого управленческого решения.
Таким образом, принципиальное значение уже при повторной экспертизе имеет количественный прирост («дельта») уровня тех параметров, которые были ранее определены как стратегически приоритетные, повышение показателей которых было запланировано.
|
|
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | |||||
итоговый балл | |||||
коэффициент модальности | |||||
Местные экскурсии (пешком, на городском и пригородном транспорте) | |||||
• Практически не проводятся | |||||
• проводятся, но не для всехучащихся | 0,2 | ||||
• Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие | 0,5 | ||||
• Каждый школьник не менее двух раз в годуимеет возможность принять участие | 0,7 | ||||
• Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса(например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) | 1,25 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | |||||
Путешествия | |||||
• Практически не бывает | |||||
• Не для всехучащихся | 0,2 | ||||
• Каждый школьник раз в годуимеет возможность принять участие | 0,5 | ||||
• Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие | 0,7 | ||||
• Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | |||||
Обмен педагогами | |||||
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится | |||||
• Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер | 0,1 | ||||
• Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать(стажироваться) в другихучебных заведениях | 0,3 | ||||
• Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе) | 0,7 | ||||
• Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателямис другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | |||||
Обмен учащимися | |||||
• Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится | |||||
• Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер | 0,1 | ||||
• Производится систематический прием школьниковиз других учебных заведений | 0,3 | ||||
• Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другомучебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.) | 0,7 | ||||
• Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимисяс другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | |||||
Широта материальной базы | |||||
• Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях,имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные | |||||
• Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает | 0,3 | ||||
• Имеется полный наборнеобходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений | 0,8 | ||||
• Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры(школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.). | |||||
• Имеются все необходимые оборудованные поме- | 1,25 | ||||
щения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям(Интернет) | |||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.25 балла) | |||||
Посещение учреждений культуры (театры, концерты, выставки и т.д.) | |||||
• Практически не бывает | |||||
• Не для всехучащихся | 0,2 | ||||
• Каждый школьник раз в полгодаимеет возможность посещения | 0,5 | ||||
• Каждый школьник раз в четвертьимеет возможность посещения | 0,7 | ||||
• Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | |||||
Гости | |||||
• Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко | |||||
• Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами)перед учащимися и педагогами | + 0,1 | ||||
• Родители активно привлекаются к воспитательной работешколы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки) | +0,2 | ||||
• Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьмив форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. | +0,4 | ||||
• Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей | +0,55 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | |||||
Возможности выбора образовательных микросред | |||||
• Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей | |||||
• Некоторые учащиесяимеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубахпо интересам | 0,1 | ||||
• Каждый учащийсяможет заниматься в кружках, секциях, клубахпо интересам | 0,2 | ||||
• Учащиеся имеют возможности выбора класса(профильного, по уровню подготовленности школьников) | +0,4 * | ||||
• Учащиеся имеют возможности выбора учителей | +0,55 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | |||||
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | |||
итоговый балл | |||
коэффициент модальности | |||
Уровень требований к учащимся | |||
• К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования(обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.) | |||
• Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта | 0,5 | ||
• Требования к некоторым учащимся выходят за рамкигосстандарта | |||
• Ко всем учащимся предъявляются повышенныетребования | |||
• Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам(например, по программам вуза) | 2,5 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) | |||
Интерактивные формы и методы | |||
• В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала | |||
• Некоторые педагоги на отдельных занятияхиспользуют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) | 0,5 | ||
• Большинство педагоговстремится использовать интерактивные формы и методы образования | |||
• Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процессав данном учебном заведении | 1,5 | ||
• Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами | 2,5 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5 балла) | |||
Учебная нагрузка учащихся | |||
• Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными»учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п. | |||
• Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно,при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий;как правило, после уроков учащиеся уходят из школы | |||
• После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны(или объемные домашние задания,но учащиеся не остаются в школепосле занятий) | 1,5 | ||
• После уроков учащиеся остаются в школедля дополнительных занятий; а также получают объемные домашние задания | |||
•Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом(например, в специализированных интернатах и т.п.) | 2,5 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5 балла) | |||
Организация активного отдыха | |||
• Выходные дни и каникулыучащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессомсвоего учебного заведения | |||
• В выходные днидля учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) | +0,5 | ||
• На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) | +0,7 | ||
• На период летних каникулдля учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. | +0,8 | ||
• Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыхаучащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) | 2,5 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) | |||
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | |||
итоговый балл | |||
коэффициент модальности | |||
Уровень требований к учащимся | |||
• К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования(обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.) | |||
• Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта | 0,5 | ||
• Требования к некоторым учащимся выходят за рамкигосстандарта | |||
• Ко всем учащимся предъявляются повышенныетребования | |||
• Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам(например, по программам вуза) | 2,5 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) | |||
Интерактивные формы и методы | |||
• В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала | |||
• Некоторые педагоги на отдельных занятияхиспользуют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) | 0,5 | ||
• Большинство педагоговстремится использовать интерактивные формы и методы образования | |||
• Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процессав данном учебном заведении | 1,5 | ||
• Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами | 2,5 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5 балла) | |||
Учебная нагрузка учащихся | |||
• Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными»учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п. | |||
• Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно,при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий;как правило, после уроков учащиеся уходят из школы | |||
• После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны(или объемные домашние задания,но учащиеся не остаются в школепосле занятий) | 1,5 | ||
• После уроков учащиеся остаются в школедля дополнительных занятий; а также получают объемные домашние задания | |||
•Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом(например, в специализированных интернатах и т.п.) | 2,5 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5 балла) | |||
Организация активного отдыха | |||
• Выходные дни и каникулыучащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессомсвоего учебного заведения | |||
• В выходные днидля учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) | +0,5 | ||
• На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) | +0,7 | ||
• На период летних каникулдля учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. | +0,8 | ||
• Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыхаучащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) | 2,5 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) | |||
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | |||||
итоговый балл | |||||
коэффициент модальности | |||||
Уровень осведомленности об учебном заведении | |||||
•Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответитьна вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п. | |||||
• Отдельные педагоги знаютисторию и традиции своего учебного заведения | 0,3 | ||||
• История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением | 0,5 1 | ||||
• Большинство педагогов и учащихся знакомос историей и традициями своего учебного заведения | |||||
• Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представлениеоб истории данного учебного заведения | 1,4 | ||||
• Другое вместо предложенного, (от 0,1 до 1,4) | |||||
Символика | |||||
• Учебное заведение неимеет никаких элементов собственной символики • Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей | |||||
• Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет свое особое название(школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают | +0,25 | ||||
• Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения(воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) | +0,25 | ||||
• Учебное зазедение имеет свое знамя,которое хранится на видном почетном месте, под этим | +0,25 | ||||
знаменем проводятся важные мероприятия | |||||
• Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимнасвоего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях | +0,25 | ||||
• Учащиеся и педагоги охотно носят значкисвоего учебного заведения | + | ||||
• Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы(футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят | +0,25 | ||||
• Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку) | |||||
Формирование осознаваемости | |||||
• Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер | |||||
• Проводятся периодические беседыпо истории учебного заведения | +0,1 | ||||
• Имеются отдельные стенды,рассказывающие об истории и традициях учебного заведения | +0,2 | ||||
• Ведется летопись учебного заведения(оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) | +0,3 | ||||
• Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка | +0,4 | ||||
• Организован музей(постоянная выставка) истории учебного заведения | +0,5 | ||||
• Другое вместо предложенного, (не превысить 1.5 по данному блоку) | |||||
Связь с выпускниками | |||||
• Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер | |||||
• Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встречраз в году | 0,2 | ||||
• Педагоги и учащиеся ведут постоянную перепискусо многими выпускниками | 0,6 | ||||
• Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников,в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка | 0,9 | ||||
• Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь | 1,2 | ||||
• Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников,который оказывает содействие развитию учебного заведения | 1,4 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) | |||||
Активность сотрудников | |||||
• Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты | |||||
• Значительная частьпедагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрациио безвозмездной помощи учебному заведению | 0,3 | ||||
• Практически весь коллективохотно откликается на просьбы администрациио безвозмездной помощи | 0,6 | ||||
• Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу,не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | |||||
• Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.4) | |||||
Активность учащихся | |||||
• Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | |||||
• Значительная частьучащихся охотно откликается на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 | ||||
• Практически все учащиесяохотно откликаются на просьбыадминистрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 | ||||
• Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу,не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | |||||
• Большинство учащихся лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) | |||||
Активность родителей | |||||
• Практически все родители крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | |||||
• Значительная частьродителей охотно откликается на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 | ||||
• Практически все родителиохотно откликаются на просьбыадминистрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 | ||||
• Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу,не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | |||||
• Большинство родителей лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) | |||||
• Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются | |||||
• Заместители директора составляют его «команду»,к педагогам ими предъявляется система единых методических требований | 0,4 | ||||
• В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей | 0,8 | ||||
• Большинство учителейпо существу составляют единую профессиональную команду | 1,4 | ||||
• В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагогиданного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию | 1,7 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |||||
Концепция развития учебного заведения | |||||
• Серьезной концепции развития учебного заведения пока не существует,образовательный процесс осуществляется «по инерции» | |||||
• Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов,в то время как администрация остается малокомпетентной и пассивной в этом вопросе | 0,4 | ||||
• Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления | 0,6 | ||||
• В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом | |||||
• Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов | 1,7 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1до 1,7) | |||||
Формы работы с педагогическим коллективом | |||||
• Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется | |||||
• На педсоветах администрацией ставятся вопросыкоординации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса | +0,5 | ||||
• Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений | +0,8 | ||||
• Периодически проводятся педагогические конференции,на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения | 1,2 | ||||
• Организован постоянно действующий педагогический семинар,направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения | 1,6 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) | |||||
Включенность учащихся | |||||
• Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепциисвоего учебного заведения | |||||
• Учащимся рассказываюто понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 | ||||
• Отдельные предложения учащихсяпо изменению организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы | 0,8 | ||||
• Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды»,разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,2 | ||||
• Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планированияработы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов | 1,7 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |||||
Включенность родителей | |||||
• Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения | |||||
• На родительских собраниях родителям рассказываюто понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 | ||||
• Отдельные предложения родительского комитетапо изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы | 0,8 | ||||
• Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями | 1,3 | ||||
• Родители реально участвуют в управлении учебным заведением,входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,7 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |||||
Реализация авторских образовательных моделей | |||||
• Учебное заведение не поддерживает тесных контактовс представителями психолого-педагогической науки | |||||
• Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученыхперед началом реализации проекта | 0,3 | ||||
• Ученые - авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консультируюткак администрацию, так и педагогов | 0,8 | ||||
• Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными - авторами образовательной концепции данного учебного заведения | 1,2 | ||||
• Учебное заведение является экспериментальной площадкойнаучного учреждения, ученые - авторы образовательной концепции - работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами | 1,6 | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) | |||||
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||||
итоговый балл | ||||
коэффициент модальности | ||||
Взаимоотношения в педагогическом коллективе | ||||
• Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряютсяадминистрацией | ||||
* Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке,участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции | +0,4 | |||
• Педагоги часто встречаются в неформальной обстановкекак «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.) | +0,8 | |||
• Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач | +0,4 | |||
• В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами | +0,9 | |||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | ||||
Взаимоотношения с учащимися| | ||||
• Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер,ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой | ||||
• Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер,отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся | +0,4 | |||
• Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке(как в учебном заведении, так и за его пределами) | +0,8 | |||
• Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом | +0,4 | |||
• Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами,получая от них сопереживание и поддержку | +0,9 | |||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | ||||
Взаимоотношения с родителями | ||||
• Взаимоотношения педагогов с родителями носят преимущественно ролевой, формализованный характер,ограничиваются учебно-дисциплинарной про- блематикой | ||||
• Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер,отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем | +0,4 | |||
• Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке(как в учебном заведении, так и за его пределами) | +0,8 | |||
• Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом | +0,4 | |||
• Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами,получая сопереживание и | +0,9 | |||
поддержку | ||||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | ||||
Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды | ||||
• Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано прежде всего на сообщение серьезной информации | ||||
• В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы(сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.) | +0,3 | |||
• Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений} учащихся,отражающих их отношение к своему учебному заведению | +0,5 | |||
• Участниками таких выставок являютсяне только учащиеся, но и педагоги | +0,7 | |||
• Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции(рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п. | +1 | |||
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2,5) | ||||
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
Значимость для педагогов | ||
• Большинство педагогов работает еще и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации | ||
• Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально | ||
• В учебном заведении есть группа педагогов, для которых в их работе заключен главный смысл жизни | ||
• Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов | 2,5 | |
как важнейшая сфера своей профессиональной реализации | ||
• Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность | 3,3 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) | ||
Значимость для учащихся | ||
• Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни,а педагоги не входят в круг авторитетных людей | ||
• Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами,нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом | ||
• Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но «школьная (студенческая) жизнь» все-таки составляетдля них одну из их важнейших ценностей | 1,5 | |
• В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении,даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д. | 2,5 | |
• Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловленвовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность | 3,4 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,4) | ||
Значимость для родителей | ||
• У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом | ||
• Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами | ||
• Учебное заведение пользуется авторитетомv родителей | 1,5 | |
• Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации,даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам | 2,5 | |
• Родители гордятся,что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сю- | 3,3 | |
да детей из других микрорайонов | ||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) |
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
Преемственность с другими образовательными учреждениями | ||
• В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий | +0,5 | |
• Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий | +0,5 | |
• Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, вузы и т.д.) | +1 | |
• Учебное заведение имеет сопряженные программы с вузами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний | +1,3 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) | ||
Региональная интеграция | ||
• Согласование содержания регионального компонента образования(по истории, географии и т.д.) в учебном заведении с местными учеными и компетентными специалистами | +0,2 | |
• Использование местного научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциалав организации образовательного процесса | +0,4 | |
• Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодежными, религиозными и другими организациями | +0,4 | |
• Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления | +0,6 | |
• Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона | +0,7 | |
• Включенность данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции) | +1 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) | ||
Широкая социальная интеграция | ||
• Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта | +0,2 | |
• Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям(компьютерную, коммуникативную, валео-логическую, экологическую, экономическую и т.д.) | +0,7 | |
• Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе(целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.) | +1 | |
• Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом | +1,5 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,4) |
АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | |||
итоговый балл | |||
коэффициент модальности | |||
Трансляция достижений | |||
• Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадахразличного уровня | +0,4 | ||
• Учебное заведение является методическим центром,распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.) | +0,6 | ||
• Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой) | +0,7 | ||
• Помимо образовательных услуг учебное | +0,8 | ||
заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги(компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.) | |||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |||
Работа со средствами массовой информации | |||
• В эфире звучали отдельные радиопередачи о данном учебном заведении | +* 0,2 0,4 0,6 + 0,2 0,5 0,7 + 0,3 0,6 0,8 +0,4 | ||
• В эфире периодически звучат радиопередачио данном учебном заведении | |||
• Сведения о жизни данного учебного заведения систематически сообщаются по местному радио | |||
• Имеются отдельные публикации о данном учебном заведении в газетах(журналах) | |||
• В газетах(журналах) периодически публикуются материалы о данном учебном заведении | |||
• Материалы о данном учебном заведении систематически публикуются в прессе(например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.) | |||
• Имеются отдельные телетрансляции(сюжеты, сообщения, передачи) об учебном заведении | |||
• Различные сведения о деятельности учебного заведения периодически транслируются по телевидению | |||
• Учебное заведение имеет на телевидениипостоянное эфирное время, информация о нем сообщается систематически | |||
• Изданы специальные буклеты(брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении | |||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |||
* Здесь и далее в подобных случаях из трех пунктов (строк), расположенных в одном секторе таблицы (между жирными горизонтальными чертами), можно выбрать только один (или ни одного). Для получения итогового балла данного блока следует суммировать пункты, выбранные в различных секторах.
|
|
Социальные инициативы | ||
• Учебное заведение принимает активное учас- | + 0,5 1,2 + 0,5 1,3 2,5 + 0,3 0,6 +0,8 +1,1 | |
тиев различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей | ||
• Учебное заведение является инициаторомраз- | ||
личных региональных выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей | ||
• Учебное заведение принимает активное участиев различных социально значимых акциях и движениях(охрана окружающей среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.) | ||
• Учебное заведение является инициаторомраз- | ||
личных социально значимых акций и движений(охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.) | ||
• Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив | ||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | ||
Социальная значимость выпускников | ||
• Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми(в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.) | ||
• Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты(политической, творческой, деловой, административной) | ||
• Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны,стали известными, популярными людьми | ||
• Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом,их деятельность укрепляет международный престиж России | ||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | ||
АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
Трансляция достижений | ||
• Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадахразличного уровня | +0,4 | |
• Учебное заведение является методическим центром,распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.) | +0,6 | |
• Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой) | +0,7 | |
• Помимо образовательных услуг учебное | +0,8 | |
заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги(компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|