В ходе этого упражнения довольно часто возникает ситуация, когда сразу двое или даже трое ребят описывают одного и того же претендента. В этом нет ничего особенного, и не стоит заставлять участников менять «объект описания». Пусть каждый из них выскажется именно со своих позиций. Что он - увидел и подчеркнул в этом человеке, какие черты характера он считает наиболее привлекательными, какие деловые качества выделил особо и т. д.
Затем со своей точкой зрения выступает второе доверенное лицо этого же претендента, но вероятно, этот участник выделил и подчеркнул что-то другое. Но если даже эти ребята во многом повторятся, это не беда. Ведь главное в другом - они учатся видеть достоинства своего одноклассника и стремятся убедить в этом других.
Как и во всех других тренингах, педагогу не следует активно участвовать в работе той или иной малой группы. Пусть ребята сами высказываются, задают друг другу вопросы, уточняют не совсем ясные детали «биографии претендентов».
Задача тренера - поддержать те малые группы, где может возникнуть ситуация сверхлидерства одного из ребят, т. е. один из членов группы может проговорить почти все отведенное время (4 минуты), а остальные безропотно будут слушать, даже не пытаясь начать свою речь.
Если замечена такая малая группа, целесообразно остановить работу всех групп и просто объяснить, что нарушено одно из основных правил - «каждому доверенному лицу отводится ровно одна минута». После этого, как правило, во всех группах работа налаживается, ребята понимают свою ошибку и внимательно следят за временем и передачей слова друг другу.
В том случае, когда в малых группах разное количество ребят, например, в двух группах по три человека, а в остальных по четыре, малые группы (по 3 человека) раньше начинают этап вопросов и уточнений. И затем вместе со всеми заканчивают это упражнение.
А теперь еще один пример работы малой группы - упражнение «Законы общения».
«Человечество уже несколько тысячелетий использует определенные нормы общения, которые помогают людям понимать друг друга, даже если встречаются представители разных народов. Например, одна из таких норм гласит, что нужно сначала поприветствовать человека, выразить ему свое доброе отношение, узнать, как он себя чувствует, как здоровье родных и близких, и только после этого переходить к содержанию разговора.
Конечно, современные ритмы жизни диктуют и другой стиль общения. Но все же, наверное, привычка приветствия собеседника останется на последующие тысячелетия. Мы с вами сейчас подумаем над своими Законами общения, которые могут быть приняты, например, вашим классом. Для этого каждая малая группа в течение 5 минут должна подумать и написать свои конкретные предложения в общий свод Законов общения класса. Естественно, что за основу этих Законов нужно взять опыт всего человечества.
Ваши Законы должны быть четкими, конкретными, понятными и, по возможности, легко исполнимыми. Если вы напишете, что при приветствии друг друга каждый ученик должен сделать пятнадцать ритуальных движений, как в Средние века это делали аристократы, то вряд ли это будет выполняться. Вместе с тем это должны быть достаточно осмысленные Законы, которые действительно помогали бы общаться ребятам.
Через 5 минут каждая малая группа зачитает текст своих предложений в общий свод Законов, отвечая на все вопросы и замечания класса. Когда представители всех малых групп выскажутся, мы сформулируем несколько Законов, которые чаще всего встречались в ваших предложениях. Таким образом у нас получится свод Законов общения нашего класса. Останется только выполнять их».